Методология оценки качества и эффективности санаторно-курортного лечения сердечно–сосудистой системы

26 Февраля в 23:11 934 0


Россия является одной из немногих стран мира, где создана уникальная система санаторно-курортной помощи.

В новых экономических условиях работы санаторно-курортных учреждений (СКУ) появилась потребность в стандартизации продукции и услуг медицинского назначения с целью повышения гарантий их качества.

Возрастающая роль гарантий качества впервые подчеркнута в Решении научно-технического Совета Госстандарта России (1995).

В нем утверждается, что решение этих вопросов должно стать одним из самых приоритетных направлений и способствовать хозяйственно-финансовой стабилизации в обществе и социальной сфере. Однако изучение состояния дел в области гарантий качества услуг в здравоохранении и в санаторно-курортной отрасли показывает, что здесь имеется немало проблем.

Сложность разработки этой системы состоит в том, что она содержит требования, не всегда поддающиеся количественному выражению, т.е. не совсем пригодные для сертификации и стандартизации. Однако уже приняты и действуют в здравоохранении Законы «О защите прав потребителя», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Организация вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе ОМС субъекта РФ», «Номенклатура работ и услуг в здравоохранении» и др. Уже разработаны и приняты стандарты по многим нозологическим формам для амбулаторно-поликлинического, стационарного и санаторно-курортного лечения.

Каждое звено этой системы так или иначе связано со всеми компонентами качества медицинской помощи (КМП).

Разработка и оценка критериев качества и эффективности медицинской помощи является неотложной задачей медицины в современных условиях, т.к. является одной из важнейших функций управления здравоохранением на различных уровнях.

В соответствии ISO-900, версии 1994, 2000 гг. организация качества имеет пять составляющих:
  • политику в области качества - цель;
  • планирование качества - потребность;
  • управление качеством - выполнение требований к качеству;
  • обеспечение качества - уверенность у поставщика и потребителя;
  • улучшение качества - стиль, образ жизни.
В.В. Вишняков с соавт. предлагают выделять три звена системы контроля за качеством медицинской помощи:
  • контроль со стороны производителя медицинских услуг (внутренний контроль качества);
  • контроль со стороны потребителя медицинских услуг (потребительский контроль качества);
  • контроль со стороны организаций, не зависящих от потребителя и производителя медицинских услуг (внешний контроль качества).
Во всех этих случаях объектом является медицинская помощь, представляющая собой комплекс лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов. Следовательно, оценка качества медицинской помощи должна быть основана на сопоставлении фактически осуществленных мероприятий и достигнутых результатов с установленными «стандартами».

Основным элементом системы также должна являться эффективность медицинской помощи, отражающая степень достижения конкретных результатов при определенных материальных, временных и трудовых затратах.

Одними из главных показателей КМП должны являться положительный лечебный результат и удовлетворенность потребителя всем комплексом оказанных услуг . Эти показатели служат индикатором качества работы медицинского персонала и оценкой результата всего лечебного процесса. На этом основании в совершенствовании КМП должны принимать участие все медики без исключения.

Назрела необходимость серьезной подготовки медиков по вопросам, управления и совершенствования качества, оказываемых населению медицинских услуг, т.к. врач еще не научился рассматривать свою профессию с позиций экономической значимости. Грамотная экономическая работа немыслима без показателей общей медицинской статистики, источников и порядка сбора первичной информации. Без экономической экспертизы невозможно принимать правильные решения, т.к. от нее во многом зависит эффективность работы СКУ в целом.

Поскольку одним из основных критериев КМП является удовлетворенность пациента, возникает необходимость проведения постоянных социологических опросов потребителей медицинских услуг. Как показывают результаты анкетирования при оценке работы медицинских работников и учреждений (подразделений) здравоохранения пациенты достаточно требовательны как к лечебно-диагностическим этапам и их результативности, так и к соблюдению этико-деонтологических принципов. В связи с этим одним из важнейших факторов, влияющих на КМП в санаторно-курортных учреждениях, является отношение персонала к своей работе.



Удивительно, что, уделяя большое внимание различным аспектам рыночных отношений, повышению КМП, этот ведущий социальный аспект обходится стороной. Все сотрудники санаторно-курортного учреждения, оказавшись в жестоких социально-экономических условиях, поставлены перед необходимостью улучшить медицинское обслуживание и в количественном, и в качественном отношении. В противном случае их услуги могут оказаться невостребованными.

Отношение медицинского персонала к различным системам медицинского обслуживания зависит от таких основных факторов, как зарплата, условия труда, обстановка в коллективе, уверенность в завтрашнем дне. Низкий уровень доходов персонала является одним из самых главных факторов, влияющих на морально-психологическое состояние работников и климат в коллективе.

Низкая зарплата негативно отражается не только на самих медработниках и членах их семей, но и имеет серьезные общесоциальные последствия, способствуя выработке у человека «комплекса неполноценности». Не вызывает сомнения, что политика, при которой медперсонал по доходам находится на низком уровне, направлена против системы качественного оказания медицинской помощи населению. Это положение подтверждается отчетливой тенденцией многих медицинских работников найти работу в более престижных медицинских учреждениях или в коммерческих структурах.

Важным фактором, характеризующим отношения в коллективе, являются взаимоотношения между руководителями и подчиненными. Для руководителя любого ранга важно иметь чувство ответственности не только перед вышестоящим руководством за качество работы учреждения, но и перед коллективом, которым он руководит. Создать эффективно работающий коллектив является важнейшей задачей каждого управленца. Из этого следует, что достичь повышения КМП населению можно не только посредством структурных и организационных преобразований, но и путем получения социологической информации, позволяющей оценить медицинские, экономические и социальные проблемы.

Проведение социологических исследований в коллективе должно способствовать повышению качества обслуживания пациентов, повышению качества жизни персонала, сохранению или повышению производительности труда персонала, повышению квалификации персонала, формированию кадрового резерва, улучшению медицинских и экономических результатов деятельности СКУ.

Достижение этих целей необходимо для реализации главной стратегии - повышение конкурентоспособности СКУ.
Руководители СКУ должны осознать, что в условиях существующей системы оплаты труда заработная плата не является действенным материальным стимулом, поскольку вознаграждение за труд по гарантируемой тарифной сетке не предусматривает зависимость трудовых доходов от трудового вклада работника. В тоже время экономические реалии сегодняшнего дня не позволяют отказаться от принципа гарантированности уровня оплаты в виде тарифной ставки.

Но, если руководитель хочет улучшить финансовые и производственные показатели своего СКУ, он должен создать условия, в которых работник заинтересован в увеличении своих трудовых доходов за счет индивидуальных доплат, которые необходимо максимально увязать с количеством, сложностью и качеством труда работника. При определении индивидуальных доплат не следует учитывать формальные признаки квалификации (категория, должность, ученая степень и т.д.) поскольку это противоречит самой идеи оценочной деятельности. Оценке подлежат истинный профессионализм и высокие показатели производственной деятельности.

Таким образом, одной из важнейших задач санаторно-курортной деятельности в новых экономических условиях следует считать разработку системы оценки КМП для объективного анализа работы всех подразделений СКУ и обеспечения информацией всех уровней управления отраслью.

С.Г. Абрамович, Н.А. Холмогоров, А.А. Федотченко
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний