Раздел медицины:

Профилактика заболеваний

Рекомендации по предупреждению автодорожных травм

26 Ноября в 20:03 666 0

Рекомендации

Всем пациентам необходимо настоятельно советовать пользоваться средствами обеспечения безопасности (например, ремнями безопасности и специальными сиденьями для детей) самим и заставлять других делать это же, одевать шлемы при езде на мотоциклах и воздерживаться от пользования средствами передвижения в случае приема алкоголя или других наркотических средств (см. Клиническое вмешательство).

Тяжесть страданий

Травмы являются четвертой в числе основных причин смертности в Соединенных Штатах и главной причиной смертности лиц в возрасте до 45 лет. Травмы, полученные в результате автодорожных аварий, составляют около половины этих смертей. В 1986 году почти 48 000 американцев погибли в автодорожных катастрофах, и каждый год несколько миллионов получают травмы с несмертельным исходом. Более 3100 детей в возрасте до 15 лет погибли в автокатастрофах в 1986 году.

Автодорожные травмы чаще всего получают мужчины в возрасте 15—24 лет. Эта возрастная группа имеет самый высокий уровень смертности, составляя треть всех зафиксированных смертей в Соединенных Штатах в результате дорожных аварий. Эти же аварии служат также основной причиной смертности лиц в возрасте 5—24 лет; в 1986 году на их долю приходилось 38% от всего числа умерших молодых людей в возрасте 15—24 лет.

Опасность автокатастроф увеличивается и для лиц старше 60 лет; но на долю пожилых водителей приходится всего лишь 10% смертельных случаев, поскольку они садятся за руль значительно реже по сравнению с более молодыми людьми.

Только 46% американцев пользуются ремнями безопасности, в 1986 году 1,7 млн. человек были задержаны за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Около 40% лиц, погибших за рулем, находились в нетрезвом виде. В 1987 году приблизительно 23630 человек стали жертвами автокатастроф по причине злоупотребления алкоголем, что составило 7% потенциальных потерь жизней в Соединенных Штатах среди всех возрастов до 65 лет за этот год.

В пропорциональном отношении среди получивших смертельные травмы водителей с превышающим рамки уровнем концентрации алкоголя в крови (КАК) наибольшее число составляли люди в возрасте 20—34 лет.

Эффективность снижения риска

Вождение транспортных средств в состоянии интоксикации и без использования средств безопасности (например, ремней безопасности, специальных детских сидений) — вот те два важнейших фактора личного поведения, которые увеличивают вероятность роста травматизма по причине автодорожных аварий.

Исследования нескольких катастроф показали, что в половине смертельных случаев водители имели как, равный 10% к весу тела (это официально принятый предел в большинстве штатов) или выше. Контрольные исследования доказали, что смертельно травмированные водители чаще всего имеют как, равный по меньшей мере 10%, в то время как водители, которые не погибли, не достигали данного предела.

Помимо своей роли как фактора риска, обусловливающего автокатастрофы, алкогольное опьянение увеличивает опасность гибели или получения травм во время или после аварии, оно может помешать водителю в нужный момент покинуть автомобиль. Находившиеся в состоянии алкогольного опьянения пострадавшие при получении тяжелых травм головного мозга, как оказывается, дольше остаются госпитализированными и страдают более устойчивыми неврологическими расстройствами по сравнению с трезвыми водителями.

Интоксикация другими наркотическими средствами, помимо алкоголя, такими, как бензодиазепины, наркотики, амфетамины, барбитураты, кокаин и марихуана, также была доказательно зафиксирована у жертв автокатастроф, но в результате большинства исследований не удалось дифференцировать их воздействие от воздействия алкоголя. Было подсчитано, однако, что приблизительно 10—20% автодорожных аварий вызваны употреблением наркотиков, а не алкоголя.

Использование средств безопасности снижает риск получения травм в автокатастрофах почти на 40—50%. Эффективность ремней безопасности была доказана различными исследованиями, включающими и лабораторные эксперименты (с использованием добровольцев, трупов и человекообразных кукол, манекенов для крушений во время аварий), послеаварийными сравнениями травм, полученных пристегнутыми и непристегнутыми водителями, а также выводами аналитиков после разбора катастроф, эффектов ремней, если они использовались.

На основе этих данных было рассчитано, что при правильном использовании поясного и плечевого ремней риск получить травмы от умеренных до серьезных может быть снижен для едущих на передних сиденьях на 45—55%, и снизить уровень смертности на 40—45%. При доставке в больницу жертв автокатастрофы, которые пользовались ремнями безопасности в момент столкновения, они имели меньше травм, им реже была необходима госпитализация и им меньше приходилось платить за оказанную медицинскую помощь.

Детские сиденья также считаются достаточно действенными. Имеется множество подтверждений того, что непристегнутые дети в десять раз больше подвержены смертельному исходу при автокатастрофе, чем дети, пристегнутые, хотя эти данные исходят из довольно ограниченных исследований. В других исследованиях сообщается, что детские сиденья могут снизить уровень тяжелых травм на 67% и смертности — на 71%.

А в штатах, где закон обязывает пристегивать детей в таких сиденьях, зафиксировано 20—25% снижения травматизма головы и конечностей детей в возрасте до 4 лет. Детские средства безопасности также снижают травмы детей вне автокатастроф, так как предохраняют их от возможности падений внутри автомобиля и выпадения из него.

Воспользовавшись шлемом, человек, ведущий мотоцикл, или пассажир снижают риск получения травмы или смертельного исхода от травмы головы в случае аварии. В тех штатах, где их применение обусловлено соответствующими положениями закона, наблюдается сокращение смертности на 30%.

Среди мотоциклистов, пользующихся шлемами, уровень травматизма головы снижается на 75%. В штатах, где было отвергнуто предложение о принятии законов об обязательном пользовании мотоциклетными шлемами, наблюдается значительное увеличение числа смертельных случаев при мотоциклетных поездках.

Эффективность рекомендаций

Использование средств безопасности водителями и пассажирами за последние годы существенно выросло. С 1978 по 1988 год всеобщее применение ремней безопасности повысилось с 13% почти до 46%. Тем не менее большинство американцев и, предположительно, большинство пациентов, с которыми контактировал врач, не пользовались ремнями безопасности при управлении автомобилем или мотоциклом и точно также, несмотря на снижение в последние годы смертельных случаев, связанных с употреблением алкоголя среди водителей, в общей сложности 1,7 млн. человек ежегодно задерживаются за управление автомобилем в нетрезвом виде.

Таким образом, видимо, многие из пациентов, пользующихся услугами врачей, могли бы потенциально извлечь пользу от их консультаций, прежде всего изменив свое поведение в то время, когда они выступают как водители и пассажиры транспортных средств. Так как автомобильные аварии представляют собой основную причину смертности и травматизма в Соединенных Штатах, даже скромные успехи клинического вмешательства здесь имели бы неоценимое значение для состояния здоровья общества.

На практике однако неизвестно, насколько действенны усилия врачей в плане изменения подобного поведения. Несмотря на то, что имеются отдельные сведения, свидетельствующие о том, что люди, попавшие в автомобильные катастрофы, будучи в нетрезвом виде, в последующем имеют меньший такого рода рецидив в случае активного лечения алкоголизма и что вмешательство общества в целях снижения числа случаев вождения автомобиля в состоянии опьянения бывают эффективными, в целом же нет достаточной информации из клинических исследований о способности врачей оказать существенное влияние на пациентов, чтобы те воздерживались от управления транспортными средствами в нетрезвом виде.

Точно так же мало было проведено исследований для подтверждения эффективности советов врачей пользоваться ремнями безопасности. В одном исследовании, проведенном путем опроса, пациенты утверждали, что стали чаще прибегать к ремням безопасности после получения рекомендации их врача во время обычного приема.


Однако исследования были недостаточно контрольными, а пациенты оказались тщательно отобранными. Другими мерами, которые подтверждают мотивацию водителей прибегать к помощи ремней безопасности, являются такие, как районные образовательные программы и интенсивные психологические стратегии, не могут быть приобщены к условиям клинической практики.

Действенность клинических консультаций была также отчетливо продемонстрирована в программах, которые стимулируют родителей применять детские сиденья в автомобилях еще до того, как это стало обязательным в соответствии с законами штатов. Результаты этих программ говорят о том, что автосиденья для детей используются сразу после выписки новорожденных, но такой эффект редко поддерживается дольше нескольких месяцев.

Выборочные контрольные исследования обнаружили, что одновременное воздействие рекомендаций педиатра, его предписания пользоваться детскими средствами безопасности и брошюра о защитных мерах безопасности при автомобильных авариях за первые два ежемесячных осмотра ребенка дают повышение уровня правильного применения этих средств подконтрольными пациентами.

Исследование, в котором медсестры проводили учебное занятие в дородовом, послеродовом периодах и с двухмесячным интервалом после выписки новорожденных, показало, что правильное использование детских автосидений заметно улучшилось по сравнению с уровнем предыдущего года. Небольшое невыборочное исследование обнаружило, что применение сидений и выполнение инструкций медсестры приводит к более правильному использованию этих средств на период окончания программы, но не дает никакого изменения в применении их через две — четыре недели.

Те же исследования при дальнейшей проверке выявили, что полная больничная программа в сочетании с соответствующими законодательными актами штатов оказались более эффективными для улучшения правильного использования детских средств безопасности, однако интенсивные консультации педиатров и медсестер все же не возымели какого-либо дополнительного воздействия.

Другое контрольное исследование убеждает, что индивидуальное обсуждение имеет весьма незначительное влияние на общие показатели; подгруппа, получившая бесплатные средства безопасности для детей и литературу, показала несколько более правильное использование этих средств на момент окончания занятий, однако уже через 2—4 месяца заметной разницы между группами не имелось.

Произвольное контрольное исследование, охватывающее родителей детей от 1 до 17 лет, не выявило никакой разницы в использовании средств безопасности в группах, пользовавшихся различными рекомендованными брошюрами, консультациями педиатров, просмотревших специальные сеансы демонстрации слайдов.

Наконец, еще одно исследование показало, что результатом консультаций педиатора явилось более частое использование ремней безопасности. Однако вновь спустя год не выявилось никакой разницы в применении средств безопасности для детей и в контрольной, и в обучаемой группах.

Рекомендации других организаций

Применение ремней безопасности и сидений для детей широко рекомендуется организациями и агентствами, занятыми предупреждением травматизма. Закон требует пользоваться детскими автосиденьями во всех 50 штатах. Закон об обязательном использовании ремней безопасности принят в 31 штате и округе Колумбия.

Рекомендации, обязывающие врачей советовать использовать средства безопасности для водителей и пассажиров, были выпущены Американской медицинской ассоциацией, Американским колледжем врачей и Американской академией семейных врачей. Национальная администрация безопасности движения на шоссе также требует от врачей и других работников здравоохранения в своей повседневной практике объяснять пациентам важную роль, которую играют ремни безопасности и сиденья для детей.

Американская академия педиатрии предлагает давать советы родителям младенцев и детей дошкольного возраста использовать ремни безопасности и сиденья для детей, она организовала специальные учебные программы для родителей («Сделай каждую поездку безопасной»), в которых педиаторы стимулируют использование средств безопасности пассажиров, начиная с первой поездки из роддома домой и в весь период детства.

Она также рекомендует давать советы подросткам воздерживаться от интоксикантов при управлении автомобилем, предлагая родителям совместно с детьми обсуждать нормы употребления алкоголя на молодежных вечеринках, изыскивая альтернативные возможности возвращения домой, нежели на машине, управляемой нетрезвым водителем.

Кроме того, в большинстве штатов запрещено приобретать алкогольные напитки лицами до 21 года. Рекомендации об использовании средств безопасности как детьми, так и беременными женщинами, были изданы Американским колледжем акушеров и гинекологов.

Обсуждение

Суммируя сказанное выше, можно сделать вывод, что имеются веские основания считать, что те, кто пользуется средствами безопасности или избегает ездить в нетрезвом виде, находятся в значительно меньшей опасности получить травму или смерть в результате автокатастрофы.

Меньшее количество оснований имеется по поводу того, что консультации клиницистов о соблюдении этих мер, являются эффективными и влияют на изменение поведения пассажиров или водителей. Однако исходя из того, что дорожный травматизм представляет собой ведущую причину смертности в Соединенных Штатах и потенциальной смертности, даже скромные по своей эффективности влияния врачей могут оказать огромное воздействие на состояние здоровья общества.

Клиническое вмешательство

Клиницисты должны регулярно призывать своих пациентов пользоваться ремнями безопасности во всех случаях, когда они управляют автомобилем или сами являются пассажирами. Водителей, которые перевозят младенцев и грудных детей, необходимо призывать непременно устанавливать детские сиденья федерального образца, постоянно использовать их в соответствии с инструкциями изготовителя и размерами ребенка.

Водителей автотранспорта надо призывать приучать пользоваться ремнями безопасности детей, выросших из детских сидений. Нельзя позволять детям находиться во время езды в грузовом отсеке микроавтобуса, фургона или пикапа. Тем, кто ездит на мотоцикле или ведет его, надо рекомендовать обязательно надевать защитный шлем.

Всех пациентов необходимо предупредить об опасности управления автотранспортом в нетрезвом состоянии или под влиянием наркотиков, а также об опасности езды на автомобиле, за рулем которого находится кто-либо в подобном состоянии.

Следует поощрять отказ от употребления спиртного подростками и молодыми людьми, которым предстоит поездка на машине, а в кругу семьи надо обсуждать варианты возвращения домой молодых людей из общественных мероприятий, где возможно употреблление алкоголя и других наркотических средств иными путями, нежели автомобиль.

Оптимальная частота консультаций для родителей по вопросам дорожного травматизма не установлена, она остается на усмотрение клиники. Подобные консультации имеют наиболее важное значение для тех. кто находится в группе повышенного риска дорожного травматизма: для подростков, молодежи, лиц, употребляющих алкоголь и другие наркотические средства, и лиц с медицинскими отклонениями, которые способны отрицательно повлиять на безопасность движения.

Примечание: Ознакомьтесь с данными на эту тему в нормативной таблице Комитета по профилактической медицине США в приложении А. Также ознакомьтесь с обзорной работой Комитета по этой теме: Polen MR, Freidman GD. Automobile injury: selected risk factors and prevention in the health care setting. JAMA 1988; 259:76—80.

Гаев Г.И., Левандовский И.В., Спирин А.И.
Похожие статьи
  • 02-10-2013 30567 30
    Основные средства ЛФК. Физические упражнения

    Основными средствами ЛФК (схема 5.2) являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, а также естественные факторы природы, дополнительными — механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках), массаж и трудотерапия (эрготе-рапия). К средствам ЛФК относя...

    Профилактика - разное
  • 17-04-2014 29066 45
    Нравственность и здоровый образ жизни

    Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма рано или поздно сделает свое дело. Не следует уповать на лекарства как единственное средство лечения. Прежде всего надо обратить внимание на основные компоненты своего образа жизни. Тот, кто придержива...

    Профилактика - разное
  • 02-10-2013 21382 28
    Основные средства ЛФК. Дыхательные упражнения

    Дыхательные упражнения подразделяются на статические и динамические. К статическим относятся упражнения, не сочетаемые с движениями конечностей и туловища, а именно упражнения: а) в ровном ритмичном дыхании, в урежении дыхания; б) в изменении типа (механизма) дыхания (грудного, д...

    Профилактика - разное
показать еще