Оздоровительная физическая тренировка детей и подростков

30 Сентября в 20:20 2601 0


Особенности медицинского обеспечения занятий физическими упражнениями детей и подростков (занятия по школьной программе, оздоровительная тренировка в группах здоровья, занятия в спортивных секциях и др.) определяются закономерностями онтогенеза — развитием органов и систем, изменениями в нейрогуморальной регуляции функций и энергообразования по мере роста и развития организма, сдвигами в энергетической структуре обеспечения мышечной деятельности, преимущественным проявлением акселерации или ретардации роста и развития организма.

Поскольку внутри однотипных возрастных групп встречаются дети, весьма различающиеся по биологическому возрасту, рост и физическое развитие детей и подростков должны оцениваться не только количественно — по увеличению массы и длины тела, но и качественно — по признакам дифференциации клеток и тканей. Подобный подход позволяет четко определить, являются для данного ребенка признаки ретардации или акселерации положительными или отрицательными. К примеру, если «жизненный индекс» (ЖЕЛ, мл / Масса тела, кг) в различных возрастных группах превышает 65 для мальчиков и 55 для девочек, то процесс физического развития протекает нормально. При. более низком показателе признаки ретардации и акселерации носят негативный характер. В этих случаях особенно показана физическая оздоровительная тренировка.

Следует помнить, что определенный уровень энерготрат, связанных с двигательной активностью,— непременное условие нормального онтогенеза. Каждый возрастной период характеризуется специфическими особенностями физиологических отправлений и соответственно спецификой двигательной активности, поведенческих актом и других показателей. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется преобразованием системы центральных звеньев регуляции, осуществлявшейся в предыдущем возрастном периоде. Эти переходы (гак называемые переломные, критические периоды) определяются узкими временными рамками, в пределах которых деятельность различных органов и систем переходит на новые уровни, обеспечивающие адаптацию организма к условиям среды.

Период раннего детства. При медицинском обеспечении организованной двигательной активности в период раннего детства (до 3 лег) необходимо учитывать слабость мышечно-связочного аппарата и костной системы. Это обусловливает необходимость строгого дозирования физических нагрузок. Одной из важных особенностей детей раннего возраста является их высокая чувствительность к влияниям окружающей среды (как положительным, так и отрицательным). В связи с этим даже незначительные ошибки в физическом воспитании могут сформировать комплекс негативного отношения к занятиям физическими упражнениями.

В раннем детстве необходимо обеспечить систематическое использование массажа, рефлекторных гимнастических упражнений и игр, приучить ребенка к повседневной физической активности, сформировать комплекс удовольствия и «мышечной радости» в его ощущениях как основу будущих потребностей в двигательной активности.

Дошкольный возраст (3—6 лет) характеризуется значительной динамикой показателей физического и двигательного развития ребенка. Ьыстро растет скелет, увеличивается мышечная масса. Особенности психики детей этого возраста обусловливают целесообразность коротких но времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового содержания. Недопустимы перегрузки организма, связанные с силовыми напряжениями и общим утомлением. И то же время необходимо отметить, что развитие выраженного утомления у ребенка маловероятно, ибо он не в состоянии противодействовать развивающейся усталости и отвергает нагрузку.

К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития двигательных качеств и навыков, которые являются соматической основой «школьной зрелости», поскольку базируются на определенном фундаменте физиологических резервов функций. Контрольные показатели физической подготовленности (табл. 4.1) являются, по сути, показателями «физической зрелости». Дети, выполняющие эти нормативы, легко адаптируются к новым для себя условиям школы.

Таблица 4.1. Контрольные показатели физической подготовленности детей 6—7 лет
Контрольные показатели физической подготовленности детей 6—7 лет



Младший школьный возраст (7—10 лет) — период, наиболее благоприятный для закладки практически всех физических качеств. Если такой закладки не произошло, значит, время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала человека в значительной степени упущено. Одним из существенных моментов в физическом воспитании ребенка этого возраста являются формирование его отношения к физической тренировке и воспитание активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Физическая активность младшего школьника в виде организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры, а также физкультурных пауз должна дополняться внешкольными формами занятий — ежедневной утренней зарядкой и 2—3 физическими тренировками в неделю.

Для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность системы переноса кислорода, ограничение ее резерва при физических нагрузках, менее экономичное расходование энергетического потенциала. У них также ниже способность выполнять физическую нагрузку в условиях кислородного долга. Использование оптимальных по направленности, мощности и объему физических нагрузок расширяет функциональные резервы организма и способствует экономизации функций в покое и при дозированных воздействиях (табл. 4.2).

Таблица 4.2. Контрольные показатели физической подготовленности детей 7—10 лет
Контрольные показатели физической подготовленности детей 7—10 лет

Способность пробежать 2 км менее чем за 10 мин (мальчики) и I км — менее чем за 5 мин 20 с (девочки) к 10-летнему возрасту свидетельствует, как правило, об оптимальном физическом развитии и уровне соматического здоровья детей.

Средний школьный возраст (11—15 лет). Подростковый возраст — период максимальных темпов роста организма и отдельных его частей, увеличения функциональных резервов, а также гормональной перестройки, связанной с половым созреванием.

С целью оценки хода физического развития целесообразно ориентироваться на контрольные показатели физической подготовленности (табл. 4.3).

Таблица 4.3. Контрольные показатели физической подготовленности подростков (14 лет)
Контрольные показатели физической подготовленности подростков (14 лет)

К 14-летнему возрасту подростки должны преодолевать беговую дистанцию 2000 м менее чем за 9 мин 20 с (мальчики) и 10 мин 30 с (девочки).

Старший школьный возраст (16—17 лет). В этом возрасте практически заканчивается рост тела в дайну и начинает преобладать рост в поперечных размерах. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кггетки.

Более заметными становятся половые различия в размерах, пропорциях тела, мышечной массе, функциональных резервах и физической работоспособности юношей и девушек.

Для поддержания достаточного уровня физического развития в юношеском возрасте тренироваться необходимо не меньше 2—3 раз в неделю по 1,5—2 ч с обязательной утренней зарядкой. Ориентир оптимальности развития — контрольные нормативы физической подготовленности (табл. 4.4).

Таблица 4.4. Контрольные показатели физической подготовленности юношей и девушек (15—17 лет)
Контрольные показатели физической подготовленности юношей и девушек (15—17 лет)

Епифанов В.А.
Похожие статьи
  • 17.04.2014 13613 16
    Нравственность и здоровый образ жизни

    Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма рано или поздно сделает свое дело. Не следует уповать на лекарства как единственное средство лечения. Прежде всего надо обратить внимание на основные компоненты своего образа жизни. Тот, кто придержива...

    Профилактика - разное
  • 02.10.2013 11297 4
    Основные средства ЛФК. Физические упражнения

    Основными средствами ЛФК (схема 5.2) являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, а также естественные факторы природы, дополнительными — механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках), массаж и трудотерапия (эрготе-рапия). К средствам ЛФК относя...

    Профилактика - разное
  • 02.10.2013 10544 21
    Основные средства ЛФК. Дыхательные упражнения

    Дыхательные упражнения подразделяются на статические и динамические. К статическим относятся упражнения, не сочетаемые с движениями конечностей и туловища, а именно упражнения: а) в ровном ритмичном дыхании, в урежении дыхания; б) в изменении типа (механизма) дыхания (грудного, д...

    Профилактика - разное
показать еще
 
Профилактика заболеваний