Нервно-психическое и физическое развитие детей от рождения до 4 лет

11 Апреля в 9:59 719 0


Возраст

Психическая сфера

Физические возможности и навыки

10 дней

- ступенчато следит глазами за движущимися предметами,

- вздрагивает и моргает, выражает неудовольствие при громком звуке и ярком свете,

- кричит при дискомфорте

- сильный хватательный рефлекс (кулачки сжаты),

- реакция упора ног и авто­матическая «ходьба»

18-20 дней

- удерживает в поле зрения непод­вижное лицо,

- может перестать плакать при резком звуке,

- издает звуки в покое

- кулачки разжаты,

- удерживает в течение не­скольких секунд голову

1 мес.

- плавно следит за движущимся предметом,

- способен к длительному слухо­вому сосредоточению,

- в ответ на обращение к нему улыбается, издает отдельные звуки

- лежа на животе, пытается поднять и удержать голову

2 мес.

- способен к длительному сосре­доточению на неподвижных и под­вижных предметах,

- поворачивает голову в поиске источника звука, быстро улыбается в ответ на обращение,

- издает отдельные звуки

- держит голову, лежа на животе

3 мес.

- способен к зрительному сосре­доточению в вертикальном поло­жении,

- долго смотрит на свои руки,

- комплекс оживления в ответ на обращение,

- ищет источник звука

- случайно наталкивается на игрушки, висящие над грудью,

- лежит с опорой на пред­плечья, держит голову, находясь в вертикальном положении (на руках)

4 мес.

- узнает мать,

- громко смеется,

- гулит,

- адекватно реагирует на спокой­ную и плясовую мелодии,

- тянется к детям

- во время кормления дер­жит руками грудь (бутылку),

- захватывает и долго изу­чает игрушки,

- при поддержке за под­мышки упирается ногами

5 мес.

- различает лица,

- узнает голос,

- различно реагирует на строгое и ласковое обращение,

- берет игрушку у ребенка,

- подолгу певуче гулит,

- долго удерживает в руке игрушку

- долго лежит на животе,

- переворачивается со спи­ны на живот,

- ровно стоит при поддерж­ке за подмышки,

- ест с ложки полугустую и густую пищу

6 мес.

- различно реагирует на свое и чужое имя,

- произносит отдельные слоги (лепечет)

- уверенно берет игрушку из любого положения, держит, перекладывает из руки в руку,

- переворачивается с живо­та на спину,

- подползает, переставляя руки,

- хорошо снимает пищу губами,

- пьет небольшое количе­ство жидкости из чашки или блюдца

7 мес.

- в ответ на вопрос «где?» находит предметы взглядом на их постоян­ном месте,

- долго лепечет 2-3 слога

- хорошо пьет из чашки, ко­торую держит взрослый,

- стучит игрушкой, бросает ее,

- хорошо ползает

8 мес.

- подолгу и по-разному занимает­ся с различными игрушками (в за­висимости от их свойств),

- наблюдает за действиями друго­го, смеется и лепечет,

- по просьбе взрослого выполняет разученное ранее действие («ла­душки»),

- громко, четко произносит слоги

- подражает действиям взрослых (толкает мяч, сту­чит им),

- сам садится, сидит, ложит­ся, встает и стоит у барьера,

- ест корочку хлеба и сам держит ее

9 мес.

- пляшет под музыку,

- догоняет ребенка, ползет ему на­встречу, подражает его действиям,

- знает свое имя, оборачивается на зов,

- в ответ на вопрос «где?» ищет предмет на любом месте,

- подражая взрослому, повторяет уже имеющиеся в лексиконе слоги,

- спокойно относится к горшку

- занимается с предметами в соответствии с их свойст­вами (катает, гремит, нажи­мает),

- переходит от одного пред­мета к другому, держась за них,

- сам пьет из чашки и дер­жит ее

10 мес.

- играет вместе с другим ребен­ком одной игрушкой,

- выполняет устойчивые действия по просьбе,

- в ответ на просьбу «дай!» нахо­дит знакомые предметы,

- закрепляются навыки пользова­ния горшком,

- повторяет новые слоги,

- охотно поддерживает заигрыва­ния («догоню», «сорока», «прятки»)

- поднимается на горку, держась за перила,

- идет с поддержкой

11 мес.

- радуется приходу других детей,

- избирательно относится к раз­ным детям,

- водит куклу по словесному при­казу без подсказки действием,

- воспринимает обобщения в понимаемой речи (куклы, мячи, часы),

- произносит слова-обозначения («дай», «мама», «баба»)

- сам стоит,

- делает первые самостоя­тельные шаги,

- составляет кубики, наде­вает кольца на стержень

12 мес.

- различает форму предметов (вы­бирает кубики среди кирпичиков по словесному приказу),

- ищет игрушку, спрятанную дру­гим ребенком,

- сам выполняет разученные дей­ствия (катает мяч, кормит куклу),

- переносит действия на другие предметы (кормит куклу, потом зайца)

- понимает названия нескольких предметов без показа,

- выполняет поручения («подай, положи»),

- понимает запрет («нельзя»),

- по вербальной просьбе повторя­ет действия с игрушками,

- подражает новым словам (5-10 слов)

- ходит без опоры,

- сам берет чашку и пьет из нее

1 год 1 мес. -1 год 3 мес.

- расширяет запас слов,

- лепечет и пользуется отдель­ными словами в моменты двига­тельной активности и радостного возбуждения,

- различает размеры предметов (кубики более 3 см)

- ходит, приседает, пятится, поворачивается при ходьбе и на месте,

- сам ест густую пищу лож­кой

1 год 4 мес. -1 год 6 мес.

- отбирает предметы по суще­ственным признакам по словесной просьбе,

- называет предметы упрощенно («би-би») и правильно («машина») в момент сильной заинтересован­ности,

- различает 3-4 геометрические формы (куб, шар, кирпич),

- отображает в игре часто наблю­даемые действия

- перешагивает через палку, лежащую на полу,

- сам ест жидкую пищу ложкой

1 год 7 мес. -1 год 9 мес.

- понимает вопросы о действиях на картинке,

- обозначает свои действия пред­ложениями из двух слов в ходе игры,

- различает размеры кубиков ме­нее 3 см,

- воспроизводит сложные сюжет­ные постройки (ворота, скамейки,

ДОМ)

- перешагивает через три палки, лежащие на полу с интервалом в 20 см,

- перешагивает через ве­ревку, натянутую в 5 см над полом,

- с помощью взрослого сни­мает с себя шапку, ботинки, трусы

1 год 10 мес. -

2 года

- понимает рассказ без показа о знакомых ему событиях,

- произносит предложения из трех слов с прилагательными и местои­мениями,

- подбирает по образцу и по сло­весной просьбе 3-4 контрастных цвета,

- в игре воспроизводит ряд после­довательных действий

- перешагивает веревку, на­тянутую в 10 см над полом,

- сам надевает некоторые предметы одежды

2 года -

2 года 6 мес.

- составляет предложения из 4 слов и более,

- задает вопросы «где?», «куда?» и отвечает на них,

- подбирает по образцу геометри­ческие фигуры 4 основных цветов,

- играет в сюжетные игры, связы­вая 2-3 действия

- сам одевается (но не справляется со шнурками и пуговицами),

- аккуратно ест,

- перешагивает веревку, на­тянутую в 15 см над полом

2 года 6 мес. -

3 года

- составляет сложные придаточ­ные предложения,

- задает вопросы «почему?», «ког­да?» и отвечает на них,

- в деятельности использует гео­метрические фигуры по их назна­чению,

- называет 4 основных цвета,

- играет в ролевые игры,

- при помощи пластилина и каран­даша изображает простые пред­меты и называет их

- сам одевается, с помощью взрослых застегивает пуго­вицы и завязывает шнурки,

- при еде пользуется сал­феткой,

- перешагивает через ве­ревку, натянутую в 20 см над полом,

- перепрыгивает через ле­жащую на полу палку

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Похожие статьи
  • 17.04.2014 13739 16
    Нравственность и здоровый образ жизни

    Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма рано или поздно сделает свое дело. Не следует уповать на лекарства как единственное средство лечения. Прежде всего надо обратить внимание на основные компоненты своего образа жизни. Тот, кто придержива...

    Профилактика - разное
  • 02.10.2013 11475 4
    Основные средства ЛФК. Физические упражнения

    Основными средствами ЛФК (схема 5.2) являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, а также естественные факторы природы, дополнительными — механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках), массаж и трудотерапия (эрготе-рапия). К средствам ЛФК относя...

    Профилактика - разное
  • 02.10.2013 10639 21
    Основные средства ЛФК. Дыхательные упражнения

    Дыхательные упражнения подразделяются на статические и динамические. К статическим относятся упражнения, не сочетаемые с движениями конечностей и туловища, а именно упражнения: а) в ровном ритмичном дыхании, в урежении дыхания; б) в изменении типа (механизма) дыхания (грудного, д...

    Профилактика - разное
показать еще
 
Профилактика заболеваний