Гигиенические мероприятия по предупреждению инфицирования медицинских работников

13 Ноября в 19:06 1398 0


Соблюдение гигиенических характеристик устройства и функционирования ЛПУ способствует сохранению неспецифических защитных сил организма персонала, снижает предрасположенность их к соматическим заболеваниям и инфекциям, вызываемым патогенными и условно-патогенными микроорганизмами.

Комплекс наиболее значимых гигиенических мероприятий в системе профилактики ВБИ среди медицинских работников представлен рядом направлений.

Архитектурно-планировочные решения

Гигиенические нормативы, в том числе площадь и кубатура помещения, разработанные для ЛПУ разного профиля, предусматривают устройство и оборудование производственных и подсобных помещений, которое препятствует распространению ВБИ с разными механизмами передачи.

Архитектурно-планировочные решения в ЛПУ регламентированы СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров", СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", пособием по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89). В этих документах предусмотрены основные нормативы планировки и площадей ЛПУ, соблюдение которых обеспечивает успешную профилактику ВБИ, в том числе среди медицинского персонала.

Основными гигиеническими принципами планировки, препятствующими распространению ВБИ среди пациентов и персонала в ЛПУ, являются:
- строгое разграничение потоков по степени контаминации микроорганизмами ("чистые" и "грязные" потоки);
- разделение мест пребывания пациентов, трудовой деятельности и расположения медицинского персонала;
- соблюдение принципа поточности, исключение пересечения "чистых" и "грязных" производственных потоков;
- количество лифтов, обеспечивающее разделение "чистых" и "грязных" производственных потоков;
- устройство системы шлюзов, разделяющих помещения или подразделения ЛПУ с различной степенью микробной контаминации;

- размещение "чистых" помещений ЛПУ под "чистыми", "грязных"под "грязными";
- соблюдение принципа функционального назначения помещений: запрещение изменения функционального назначения помещений и их перепланировки без согласования с Территориальным управлением Роспотребнадзора;
- достаточность естественного освещения: соблюдение нормативов коэффициента естественного освещения (КЕО), светового коэффициента, коэффициента заглубления;
- соблюдение нормативов искусственного освещения, препятствующих утомлению зрительного анализатора медицинского работника;

- организация помещений для персонала в отдельном отсеке при палатном отделении или двухкоридорной системы палатного отделения, когда помещения персонала (ординаторские, диктофонные, кабинеты заведующего отделением, старшей медицинской сестры, сестринские, комнаты приема пищи, психологической разгрузки и пр.) расположены в коридоре, параллельном палатному. Такое планировочное решение уменьшает время пребывания персонала во внутрибольничной среде, насыщенной патогенной и условно-патогенной микрофлорой;

- планировка и наличие полного набора подсобных помещений, таких как гардеробные для верхней и спецодежды, желательно с размещением в них душевых и туалетов. Количество индивидуальных шкафчиков должно соответствовать списочному составу сотрудников;
- предусмотренные для персонала пищеблоки, буфетные или комнаты приема пищи, оборудованные раковиной с подводкой горячей и холодной воды, кухонной мебелью, газовой, электо- или СВЧ-печью для разогрева пищи.

Устройство и эффективная работа систем вентиляции с кондиционированием и обеззараживанием воздуха

Правильный по кратности и направлению воздушных масс воздухообмен, отсутствие условий для перетекания воздуха из "грязных" помещений в "чистые", регулярная наладка вентиляционных систем имеют первостепенное значение в профилактике ВБИ среди медицинского персонала, особенно в инфекционных, противотуберкулезных и хирургических отделениях. Мероприятия по поддержанию эффективной работы системы вентиляции заложены в планы производственного контроля лечебных учреждений.

Обеспечение эффективной работы системы вентиляции включает:
- раздельное устройство систем вентиляции для "грязных" и "чистых" помещений;
- очистку наружного воздуха от патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в помещениях с асептическим режимом работы;
- предотвращение перетекания воздуха из инфекционных палат в прилегающие помещения (коридоры, ординаторские, сестринские и др.);

- в "грязных" помещениях—преобладание вытяжки над притоком, в "чистых" — преобладание притока над вытяжкой.


- раздельное обслуживание вытяжными системами помещений с разным функциональным назначением;
- организацию воздухообмена в палатах и отделениях, при котором максимально ограничено перетекание воздуха между палатными отделениями, отдельными палатами, смежными этажами;
- проектирование палат со шлюзом, имеющим сообщение с санузлом, в котором преобладает вытяжка (для создания изолированного воздушного режима палат);

- при входе в отделение оборудование шлюза с устройством в нем вытяжной вентиляции;
- для исключения возможности поступления загрязненного воздуха из лестнично-лифтовых холлов в палатные отделения создание между ними переходной зоны с обеспечением в ней избыточного давления воздуха;
- обеспечение движения воздушных потоков из операционных в прилегающие к ним помещения (предоперационные, наркозные и др.), а из этих помещений — в коридор, где необходимо устройство вытяжной вентиляции;

- создание условий, при которых количество удаляемого воздуха из нижней зоны операционных должно составлять 60%, из верхней зоны - 40%. Свежий воздух подают через верхнюю зону, и приток должен преобладать над вытяжкой;
- обособленные (изолированные) системы вентиляции и кондиционирования для "чистых" и "грязных" операционных;
- оборудование систем обеззараживания воздуха (типа "Поток", "ДЕЗАР"), обеспечивающих эффективность инактивации микроорганизмов и вирусов не менее чем на 95% в операционных и в перевязочных.

Внедрение современных безопасных технологий

Важно использование медицинским персоналом для профилактики инфекций с парентеральным механизмом передачи при инвазивных манипуляциях безопасных методов работы, к которым относят:
- вакуумный забор венозной крови с помощью специальных пробирок (вакутейнеров), позволяющий избежать контакта медицинского персонала с кровью пациента, безопасный для сотрудников, производящих венепункцию, и для персонала клинических лабораторий, поскольку пробирки с кровью герметично упакованы;
- максимальное использование одноразового инструментария и расходных материалов;
- использование установок для автоматической обработки изделий медицинского назначения и эндоскопического оборудования.

Обеспечение медицинского персонала горячим сбалансированным питанием. Витаминизация

При отсутствии в ЛПУ отдельных столовых для медицинских работников необходимо в отделениях оборудовать комнаты для приема пищи с подводкой горячей и холодной воды, холодильником и печью (газовой, электрической или СВЧ).

В целях профилактики инфекционных заболеваний и поддержания неспецифических защитных сил сотрудников необходимо проводить витаминизацию медицинского персонала два раза в год (в осенне-зимний и осенне-весенний периоды) месячными курсами.

Соблюдение гигиенических нормативов при работе с источниками ионизирующего и неионизирующего излучения

Ионизирующее и неионизирующее излучение оказывает супрессивное воздействие на неспецифический иммунитет. Все используемое в ЛПУ оборудование, генерирующее ионизирующее и неионизирующее излучение, должно иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его соответствие санитарным нормам. В качестве средств защиты можно использовать защитные экраны, беруши, перчатки и пр.

Условия проведения лечебно-диагностической процедуры, направленные на защиту медицинского персонала от ионизирующего и неионизирующего излучения, включают:
- соблюдение установленных нормативами расстояния от приборов, генерирующих излучение, и времени воздействия. В ряде приборов (магнитно-резонансная томография, ядерно-магнитно-резонансное исследование) конструкцией предусмотрено дистанционное управление на определенном расстоянии или из другого помещения;

- ограничение числа исследований или лечебных процедур до определенного количества в смену для снижения времени воздействия. Безопасные условия работы указаны в инструкциях фирм-производителей по эксплуатации приборов, утвержденных Минздравсоцразвития РФ, а также в санитарно-эпидемиологическом заключении на данный прибор в графе "условия эксплуатации".

Рациональный режим труда и отдыха. Соблюдение штатного расписания

Рациональный режим труда и отдыха предусматривает нормативные профессионально обусловленные нагрузки, не приводящие к нарушению нормативов тяжести и напряженности труда. Несоблюдение штатного расписания приводит к увеличению физической и психоэмоциональной нагрузки на медицинского работника, особенно на средний и младший медицинский персонал, что негативно сказывается на состоянии их соматического здоровья и неспецифических защитных сил.

Н.А.Семина, Е.П.Ковалева, В.Г.Акимкин, Е.П.Селькова, И.А.Храпунова
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний