Закрытые травмы груди

14 Сентября в 19:41 1483 0


В современных условиях отмечается непрерывный рост травматизма, главным образом в связи с транспортными происшествиями и высотным строительством. В 1971 г. во Франции в результате автомобильных катастроф погибло 16 тыс. человек, 35 тыс. пострадавших получили увечья. Еще в 1951 г. в США был зарегистрирован миллионный случай смерти в результате автомобильных катастроф [Fave В., Delacroix P., 1967].

Ежегодно в США в автодорожных происшествиях погибает 50 тыс. человек, из них 25% с изолированной травмой груди, 50% —с сочетанной [Dougall А. М., 1977]. В докладе Е. Gogler, представленном 88-му съезду Немецкого общества хирургов (1971), приведена детальная медицинская статистика транспортных происшествий. Указано, что показатель смертности на 100 000 населения при транспортных катастрофах составил в 1966-1967 гг. в ФРГ-28,4, в США-26,1, во Франции - 25,1, в Англии — 14,0. С 1960 по 1969 г. в ФРГ пострадало при транспортных катастрофах 4 094 538 человек, из них тяжело (автор относит сюда тех, кто находился на стационарном   лечении) — 1 402 784, погибло 157 388 человек.

В Австрии в 1951 г. произошло 33 267 несчастных случаев, а в 1962 г. — уже 75 653 случая [Ehalt W., 1969].

По образному выражению Potossi, несчастные случаи на транспорте являются современной чумой.

Г. А. Барашков и Л. Н. Губарь (1978) отмечают, что за последние 8 лет в Ленинградский специализированный центр по лечению травматического шока и терминальных состояний ВМОЛА им. С. М. Кирова было доставлено 2479 человек с тяжелыми механическими повреждениями, из них 788 человек, пострадавших от автомобильного транспорта.

Оказалось, что для автомобильной травмы типичны множественные и сочетанные повреждения (72,4%), среди которых травма груди выявлена в 45,3% случаев.

На основании анализа 15 878 случаев закрытой травмы груди мы приходим к следующим выводам.

Закрытые травмы груди образуют большую группу механических повреждений, наблюдающихся у 2,5% хирургических больных, более чем у 6% больных с травмами (5,6% —в амбулатории и 10,2% —в стационаре) и занимают по частоте третье место среди других повреяедений.

Закрытые травмы груди встречаются почти в 9 раз чаще проникающих ранений. Наконец, самые тяжелые — летальные — случаи закрытых травм груди составляют 14,1% всех судебно-медицинских вскрытий. По тем же данным, у 43,5% погибших после механических травм обнаружены закрытые повреждения груди.

Для закрытых травм груди характерна сравнительно большая длительность сроков амбулаторного и стационарного лечения (14,2 и 16,3 дня). Экономическое значение этого обстоятельства становится еще более наглядным, если учесть, что почти 72,1% этих больных относятся к трудовой части населения.

Определенный ущерб наносит грудной травматизм и детям, которые, по нашим данным, составляют 4,8% общего числа пострадавших. Большая часть из них — учащиеся. Помимо нарушения здоровья, травма на продолжительное время лишает их возможности нормально учиться. В 94,8% случаев больные с закрытыми травмами груди после соответствующего лечения выздоравливают, но в 0,5% случаев наступает стойкая инвалидность, а в 4,7% — летальный исход.



Разделив все закрытые травмы груди на три основных вида— производственные, транспортные и бытовые, мы установили, что чаще всего встречаются травмы бытовые (59,1%), затем транспортные (21,4%) и производственные (12,9%).

Производственные травмы. На протяжении последних лет частота производственных травм неуклонно снижается. Это обусловлено улучшением условий труда, проведением мероприятий по механизации и автоматизации производственных процессов. Уменьшение числа случаев производственных травм особенно значительно на крупных промышленных предприятиях, где более широко проводятся предупредительные мероприятия по охране труда.

Как показывают наши исследования, основной причиной производственного травматизма является нарушение правил техники безопасности (27,8—59,7% случаев), при этом нередко травмируются опытные рабочие, пренебрегающие правилами техники безопасности.

Уменьшение числа случаев производственных травм происходит в первую очередь за счет более легких повреждений.

Частота-тяжелых производственных травм груди увеличилась, что обусловлено грубыми нарушениями производственного процесса, правил техники безопасности, трудовой дисциплины.

Транспортные травмы, по нашим данным, в 49,2% случаев связаны с движением автотранспорта, в 36,5% —мото- и велотранспорта. Железнодорожные травмы отмечались только в 3,6% случаев, троллейбусные и автобусные, вместе взятые, — в 6,8%. В некоторых более ранних публикациях [Цветкова Е. И., 1953; Ткаченко Г. К., 1958; Артемов А. М., 1958, и др.] транспортныеповреждения особо не выделялись. Даже в работах А. В. Габая (1941), наблюдавшего в руководимом им отделении лиц с тяжелыми травмами, поступавших с одного из первенцев нашего строительства — Днепростроя, речь идет только о производственных: (71%) и бытовых (29%) повреждениях груди.

Причина понятна: в годы становления этого объекта фактически не было механизированного транспорта. По свидетельству бывавших там старых врачей, большинство работ выполнялось вручную, а основными средствами транспорта являлись носилки, тачки и одноконные-«грабарки». Естественно, что и возникавшие в процессе использования такого оборудования травмы трактовались пе как транспортные, а как производственные.

Бытовые травмы занимают первое место среди других видов закрытых повреждений груди не только по частоте (59,1%), но» и по многообразию причин, их вызывающих. Тяжесть состояния пострадавших от различных бытовых травм неравнозначна. Среди случаев, квалифицированных как ушибы во время драки, закончились смертью 2,9%, а среди травм, вызванных сдавлением между тупыми предметами, — 49,2%.

Большая часть бытовых травм (54%) приходится на праздничные и предпраздничные дни, причем в 40,7% случаев они связаны с алкогольным опьянением.

Е.А. Вагнер
Похожие статьи
показать еще
 
Торакальная хирургия