Особенности организации межгоспитальной транспортировки пациентов с политравмой

13 Апреля в 16:50 2282 0


Особенности организации межгоспитальной транспортировки пациентов с политравмой в критическом состоянии

Несмотря на широкое распространение отделений интенсивной терапии, специализированная помощь пациентам стяжелыми сочетанными травмами обеспечивается, в основном, в многопрофильных медицинских центрах. Это объясняется медицинскими и экономическими причинами. Чтобы создать действенную сеть лечебных учреждений для лечения пациентов с политравмой, необходимо помимо использования дорогостоящих медицинских технологий принять во внимание проблему транспортировки таких больных.

В период с 2001 по 2005 год с территории Кузбасса и ближайших регионов в ФГЛПУ НКЦ ОЗШ г. Ленинск-Кузнецкий с помощью автомобильного и воздушного транспортов было вывезено 1075 пациентов, из них с политравмой в критическом состоянии 405. На автомобиле транспортировка осуществлялась на расстояние до 400 км, в отдельных случаях, на большие расстояния, использовался вертолет. Максимальное время транспортировки составляло 4 часа.

Для обеспечения специализированной медицинской помощью пациентов, находящихся в критическом состоянии, при межгоспитальной транспортировке на базе ФГЛПУ НКЦ ОЗШ г. Ленинска-Кузнецкого в 1998 году была создана бригада постоянной готовности медицины катастроф. Организован круглосуточный диспетчерский пункт. Диспетчер занимается вопросами координации между службами, задействованными в транспортировке, получает информацию о пациентах, нуждающихся в госпитализации, ставит в известность администрацию центра, техническую службу, занимается формированием транспортной бригады из числа врачей центра, дежурящих по службе медицины катастроф, и передает им имеющуюся информацию о состоянии пациента. Он поддерживает оперативную связь по телефону с бригадой, при необходимости организует консультацию с узкими специалистами или администрацией клинического центра. Основная задача на данном этапе - это получение максимально полной информации о состоянии больного.

На основании полученной от диспетчерской службы информации о диагнозе, степени тяжести состояния больного формируется транспортная бригада и осуществляется выбор средств для оказания специализированной медицинской помощи. Транспортная бригада состоит из четырех человек. В нее обязательно входят сестра-анестезистка и водитель-санитар. Состав врачебной бригады зависит от основной патологии больного, определяющей тяжесть состояния: это реаниматолог, нейрохирург, травматолог, хирург, при необходимости выезжают несколько специалистов. Транспортная служба бригады обеспечена пятью реанимобилями марки «Мерседес-Бенц», все машины оборудованы аппаратами для проведения ИВЛ, дефибрилляторами, вакуумными отсосами, аппаратурой для отслеживания параметров гемодинамики.



При транспортировке пациентов в критическом состоянии время перемещения имеет очень важное значение, поэтому необходимо отлаженное действие бригады. Оказание специализированной медицинской помощи можно условно разделить на следующие этапы: подготовка пациента к транспортировке, проведение комплекса интенсивной терапии при постоянном мониторинге его состояния, профилактика стрессовых факторов транспортировки.

Чтобы адекватно оценить риск при транспортировке, мы рассматриваем сумму факторов, угрожающих больному во время транспортировки. Это состояние пациента перед транспортировкой, стресс при транспортировке, адекватность лечебных мероприятий во время транспортировки и спонтанное течение заболевания.
Очень важно соблюдать условия безопасности транспортировки, к которым относятся нейровегетативная стабилизация, поддержание проходимости дыхательных путей пациента, обеспечение адекватного газообмена, наличие надежного доступа в сосудистое русло больного, поддержание и мониторирование параметров гемодинамики, обеспечение оптимального температурного режима, безопасность транспортировки для персонала, осуществляющего ее. Интенсивная терапия транспортной бригадой начинается с этапа подготовки пациента к транспортировке и строится на принципах преемственности и адекватности.

Из более чем 400 транспортированных в критическом состоянии пострадавших с политравмой состояние у 120 пациентов расценивалось, как декомпенсированное. Прогноз вероятного летального исхода в ближайшие сутки составлял практически 100%. Транспортировка больных специализированной бригадой благодаря проводимому комплексу интенсивной терапии и профилактическим мероприятиям не ухудшала их состояния, и почти в 19% случаев была отмечена тенденция к улучшению состояния. Летальных исходов во время транспортировки не было.

Наибольшую сложность представляет транспортировка пациентов, находящихся в критическом состоянии, с нестабильной гемодинамикой, с применением во время транспортировки ИВЛ. Немаловажную роль играет подготовка таких пациентов перед транспортировкой и правильная оценка их состояния. Важно, чтобы транспортировка больного, находящегося в критическом состоянии, была заранее спланированной и продуманной, исключала бы возможные ошибки и была бы как можно более безопасной.


Шаталин А.В., Агаджанян В.В., Кравцов С.А.
Федеральное лечебно-профилактическое учреждение «Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров», г. Ленинск-Кузнецкий

Похожие статьи
показать еще
 
Травматология и ортопедия