Роль врача-стоматолога общей практики в лечении заболеваний пародонта

22 Марта в 22:33 2641 0


В высших учебных заведениях проблема заболеваний пародонта рассматривается на всех профильных кафедрах. Лишь при проведении итоговой аттестации выпускников стоматологических факультетов возможно сведение знаний, полученных за период обучения, в единую систему, что не всегда удается. Поэтому основной акцент в комплексном освоении данного вопроса возможен только на последипломном этапе, в частности, при подготовке врача-стоматолога общей практики.

Если говорить о комплексном лечении заболеваний пародонта и, в первую очередь, пародонтита, то оно, как известно, должно в себя включать определенную последовательность профилактических и лечебных мероприятий: 1. Обучение гигиене полости рта пациента. 2. Проведение профессиональной гигиены полости рта, местная медикаментозная терапия. 3. Антибактериальная химиотерапия, иммунотерапия (по показаниям). 4. Ортопедические мероприятия (шинирование, устранение травматической окклюзии — по показаниям), 5. Хирургическое лечение (удаление зубов, кюретаж, лоскутные операции, корригирующие операции — по показаниям). 6. Реабилитационные мероприятия (дентальная имплантация, протезирование — по показаниям). 7. Поддерживающая терапия. Исключение любого из перечисленных мероприятий приведет к безуспешности лечения пародонтита. Оказание помощи в полном объеме возможно 2 путями. Первый путь — привлечение к оказанию стоматологической помощи максимального количества специалистов: гигиениста, стоматолога-терапевта, стоматолога-хирурга, стоматолога-ортопеда. Если использовать первый принцип, то полностью «размывается» ответственность конкретного врача за конечный результат лечения. Второй путь — проведение основных этапов комплексного лечения силами врача, занимающегося непосредственно оказанием помощи при данной патологии — врача-пародонтолога. Проведение ограниченного перечня мероприятий возможно узкими специалистами (в первую очередь это этап реабилитации и ортодонтические мероприятия). В номенклатуре специальностей пародонтолог в нашей стране не предусмотрен, де юро нет таких штатных единиц, нет таких специализированных отделений и соответственно сертификат такого специалиста не выдается. Вместе с тем, во многих медицинских стоматологических учреждениях фактически такие врачи есть. Причем это касается не только государственных поликлиник, но и частных стоматологических клиник. Учитывая необходимость проведения мануальных элементов как терапевтического, хирургического и ортопедического плана, таким специалистом является врач-стоматолог общей практики. Так как в системе последипломного образования отсутствуют кафедры пародонтологии, подготовка таких специалистов должна проводиться на кафедрах стоматологии общей практики и, в первую очередь, через циклы тематического усовершенствования.



В связи с этим как в программе по стоматологии, утвержденной МЗ РФ в 2004 г., так и во вновь редактируемой программе разделу «заболевания пародонта» уделяется большое внимание. Для этого выделен отдельный курс, кроме этого, сформированы 2 тематических цикла 72 и 144 часа. Помимо этого, в программу подготовки ординаторов, курсов профессиональной переподготовки включены разделы оказания помощи на всех этапах пародонтологического лечения. Нельзя не сказать о высоком значении и более кратковременных циклов, проводимых институтами, учебными центрами и фирмами, где имеется возможность повысить профессиональный уровень и получить сведения о новинках в материалах, об инструментах, методиках.

В докладе приводится распределение часов на курсах общего и тематического усовершенствования по проблеме заболеваний пародонта.


Р.В. Ушаков, Т.В. Ушакова
ГОУ ДПО «РМАПО»
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ