Учебно-тренировочный комплекс для обучения стоматологов компьютерным технологиям

22 Марта в 22:36 1418 0


В разработанную программу обучения входят 3 основных раздела: 1) основы медицинской информатики; 2) прикладные компьютерные программы по клинической стоматологии; 3) прикладные компьютерные программы для постдипломного обучения врачей-стоматологов и преподавателей.

Основы медицинской информатики (включая медицинскую кибернетику) излагают на лекциях с демонстрацией компьютерных и кибернетических систем в стоматологии с учетом профиля курсантов и специализации.

Прикладные компьютерные программы курсанты осваивают на практических занятиях. В зависимости от профиля врачей-стоматологов и преподавателей (терапевты, хирурги, ортопеды, детские стоматологи, ортодонты) курсанты знакомятся с различными компьютерными системами: дифференциальная диагностика и лечение кариеса зубов, пульпитов, периодонтитов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки рта, доброкачественных опухолей и опухолеподобных заболеваний полости рта, прогнозирования стоматологических заболеваний, экспресс-обследования больных на ВИЧ (включая иммунодефициты), ряд компьютерно-лазерных систем и др.

Основными преимуществами указанных выше систем являются возможности для молодых (еще не имеющих достаточного клинического опыта) врачей осуществлять дифференциальный диагноз, определять показания к патогенетической терапии (при лазерной терапии определение параметров и режимов лазерного света), осуществлять лечение, контролировать его проведение и определять исходы лечения (степень реабилитации). Все указанные этапы врачи выполняют на уровне коллектива специалистов высшей квалификации (профессоров, высококвалифицированных врачей), обширные знания и многолетний опыт которых заложены в экспертные системы компьютерных программ.

Одно из важнейших достоинств, указанных выше преимуществ изложенных программ и систем, является возможность при проведении диагностики и определении показаний выявления инициальных (ведущих) патогенетических факторов в возникновении и развитии заболеваний у конкретных больных в зависимости от их общесоматического (включая факторы риска — фоновые и сопутствующие заболевания и т.п.) и стоматологического статусов. Выявление этих важнейших патогенетических факторов позволяет наряду с дифференциальным диагнозом определить обоснованные и четкие показания к патогенетической терапии заболеваний. Например, в программе по пародонтологии наряду со стандартными (общепринятыми международными) пародонтальными индексами имеется многомерный пародонтальный индекс, который в демонстративной графической форме (в виде секторной диаграммы) показывает роль ведущих основных патогенетических факторов у различных больных, например, воспаление, микробный фактор, травматическая окклюзия и др. Причем врачи имеют возможность по специальному алгоритму сопоставить целый ряд клинических проявлений и соответствующих патогенетических факторов, приобретая навыки логического мышления при постановке дифференциального диагноза.

Практические занятия проводятся в 2 этапа: первый этап проводит преподаватель по традиционной схеме, на втором этапе предусмотрена самостоятельная работа, в том числе по типу деловых игр, в режимах самоконтроля (самопроверки) полученных знаний, тестирование уровня усвоения учебных материалов и т.п. Программа обучения включает освоение самостоятельной работы на персональном компьютере в автономном и сетевом режимах, на рабочих станциях (терминалах) в составе ЛВС, пользование факс-модемом при работе с сетью «Интернет» и т.п.



Курсанты в первую очередь знакомятся с АРМ врачей-стоматологов (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая стоматология), врачей смежного профиля (физиотерапевты, рентгенологи, лаборанты) и типовыми блок-схемами ЛВС стоматологических поликлиник.

Учебная программа может также применяться для обучения аспирантов и ординаторов компьютерным технологиям в области стоматологии.

Для обучения врачей-стоматологов компьютерным технологиям разработан способ на основе профессиональных мотиваций.

Сущность психофизиологического эффекта профессиональных мотиваций заключается в том, что привычные задачи врача, его профессиональные мотивации, направленные на обследование больного с целью выявления репрезентативных признаков патологии и другие данные обследования больного врач, вносит не в обычную (на бланке) амбулаторную карту, а в компьютерную версию. Причем он сразу же убеждается в том, что этот способ более удобный и менее трудоемкий, так как для обозначения целого ряда объективных данных стоматологического статуса не требуется записи нескольких слов, достаточно нажать 1—2 клавиши за доли секунды.

Вторым этапом освоения компьютера является решение диагностических задач на компьютерных амбулаторных картах 2 типов: 1) базовая компьютерная карта по всем разделам стоматологии, в которых врач ставит дифференциальный диагноз самостоятельно по клиническим признакам, содержащимся в карте; 2) автоматизированная система обследования тематических больных, например, по эндодонтии, пародонтологии и т.п., когда врачу предлагают варианты дифференциальных диагнозов для выбора из них наиболее вероятного. Этот вариант дает возможность врачу установить дифференциальный диагноз, определить показания для патогенетической терапии и т.п. на более высоком уровне.

Третьим этапом обучения врачей являются деловые игры на компьютерах, которые проводят на разработанном в ЦНИИС совместно с НПП «Альтер-Вест» учебно-тренажерном комплексе в автономном и сетевом режимах.

Достоинством разработанных программ по стоматологии является диалоговый режим работы, во многом облегчающий овладение и успешное пользование этими программами, а также наличие специальных окон помощи, что позволяет врачу освоить работу на компьютере за 1—3 дня.


Н.А. Жижина, А.А. Прохончуков, А.Г. Колесник, К.В. Милохов, Ю.С. Алябьев, В.П. Зеновский, С.В. Козырьков
ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ», НПП «Венд» и «Альтер-Вест»; Северный государственный медицинский университету г. Архангельск

Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ