Структура заболеваемости у работников локомотивных бригад на примере Свердловской железной дороги

20 Марта в 0:45 1212 0


Машинисты и помощники машинистов локомотивов - основные железнодорожные профессии, поэтому особое внимание уделяется организации медицинской помощи работникам данной категории с целью сохранения высокого уровня их здоровья. Стоматологическая помощь относится к наиболее массовым видам специализированной медицинской помощи. Для разработки новых подходов в лечении и профилактике стоматологических заболеваний необходимо изучение структуры стоматологической помощи работникам локомотивных бригад, частоты и основных причин обращения работников к стоматологу.

С целью анализа объемов и структуры оказания стоматологической помощи работникам локомотивных бригад Свердловской железной дороги проведена выкопировка данных из амбулаторных стоматологических карт работников. В качестве материала для выкопировки использовалась «Амбулаторная карта стоматологического больного», форма 043/у. Данный этап исследования осуществлялся на базе НУЗ «Дорожная стоматологическая поликлиника». Нами изучено 477 амбулаторных карт пациентов в возрасте от 20 до 59 лет включительно; из них в возрасте 20-29 лет - 20,75%, 30-39 лет - 23,9 %, 40-49 лет - 31,45 %, 50-59 лет - 23,9%.

В 47,17 % стоматологических карт не заполнена зубная формула. Только в 3,14 % карт указан индекс КПУ. При анализе зубной формулы у 44,05 % пациентов определен «очень высокий» уровень интенсивности кариеса по критериям ВОЗ, у 17,86 % — «высокий» уровень, у 33,33 % — «средний» и у 4,76 % — «низкий» уровень интенсивности кариеса. У 42,77% работников выявлена частичная адентия. При этом ортопедические конструкции имеются только у 20,75 % пациентов.

Оценить характер окклюзии не удалось в связи с тем, что данный пункт в амбулаторных картах стоматологического больного заполнялся врачами в 12,58 % случаев. Это свидетельствует либо о недооценке врачами возможности влияния патологии прикуса на развитие стоматологических заболеваний, либо о недостаточности знаний в этой области.

При анализе структуры обращаемости работников локомотивных бригад за стоматологической помощью выявлено, что 63,52 % работников обращаются к стоматологу для лечения кариеса и его осложнений, 54,72 % — для удаления зубов, 8,18% — для протезирования, 5,03 % - для лечения заболеваний пародонта и 5,03 % — с профилактической целью; по поводу заболевания слизистой оболочки рта обращалось 0,63 % пациентов. Неутешительным является тот факт, что 31,45 % работников обращались в стоматологическую поликлинику только 1 раз и только по причине острой боли.



tezisy2010_1.jpg
Структура обращаемости за стоматологической помощью по данным выкопировки


При изучении медицинской документации было выявлено, что индекс гигиены полости рта (Грина-Вермиллиона) определялся только у 4,4 % пациентов, из них у 28,57 % был зафиксирован удовлетворительный, у 71,43 % — неудовлетворительный уровень.

Только 8,18 % работников локомотивных бригад посещали кабинет гигиены. Лечение заболеваний пародонта проводилось 5,03 % пациентов. Это, безусловно, не соответствует потребности в лечении заболеваний пародонта, выявленной нами в результате ранее проведенного обследования работников локомотивного депо, где в лечении заболевания пародонта нуждалось 100 % обследованных (Каменских М.В., 2009). Курс лечения проведен и закончен с переводом заболевания в стадию ремиссии у 1,26 % пациентов, курс лечения проведен и закончен с незначительными улучшениями у 1,89 % пациентов, курс лечения заболевания пародонта выполнен частично у 5,66 % пациентов и в 91,19 % лечение не осуществлялось. На диспансерном наблюдении с заболеванием пародонта, по данным стоматологических карт, находится 1,26 % пациентов. Таким образом, в результате проведенного обследования у всех работников выявлены высокая распространенность кариеса и заболеваний пародонта, неудовлетворительная гигиена полости рта, а также недостаточный уровень стоматологической помощи. Данные проведенного исследования свидетельствуют о необходимости реформирования стоматологической службы ОАО «РЖД» с целью повышения ее эффективности, а также разработки комплекса профилактических мероприятий для снижения уровня распространенности кариеса зубов и заболеваний пародонта среди работников локомотивных бригад.


Л.E. Леонова, М.Я. Поддужная, М.В. Каменских, В.М. Каменских
ГОУ ВПО «Пермская ГМА им.акад. Е.А. Вагнера»
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ