Совершенствование стоматологической помощи работникам железнодорожного транспорта

20 Марта в 14:06 2092 0


Изменившиеся социально-экономические условия в России и реформа ведомственной сети медицинских учреждений, создание негосударственных стоматологических организаций определяют необходимость научного обоснования и практической реализации одной из наиболее нерешённых задач — разработки организационных технологий управления ими. Приоритетное значение приобретают вопросы обеспечения финансовой устойчивости, конкурентоспособности, увязки ресурсов ведомственных стоматологических учреждений с объёмами оказываемых услуг, в целом разработки организационно-экономических подходов по совершенствованию управления ведомственной стоматологической службы в современных условиях.

Целью исследования явилась разработка научнообоснованных концептуальных подходов перспективного развития стоматологической службы на железнодорожном транспорте в условиях рыночной экономики на основе комплексного подхода с использованием современных методов: сравнительно-аналитического, статистического, социологического, клинико-организационного эксперимента, а также экспертных оценок и моделирования.

В качестве базового учреждения использована НУЗ «Дорожная стоматологическая поликлиника» станции Свердловск — Сортировочный ОАО «РЖД», обслуживающая работников железнодорожного транспорта и членов их семей.

Анализ поступления финансовых средств в Дорожную стоматологическую поликлинику за период с 2002 по 2005 гг. показал, что объём финансирования из Федерального бюджета с 2002 до 2004 снизился в 54 раза, а в 2005г. поступление денежных средств полностью прекратилось. К 2005г. прекратилось финансирование также из средств СЖД. Основными источниками финансирования поликлиники остаются платные стоматологические услуги, стабильно составляющие 60 % от общего объёма поступлений, и средства ДМС, доля которых имеет тенденцию к постепенному увеличению (с 31,14% в 2002 г. до 36,84 % в 2005 г.).

Проведённый углубленный анализ существующей стоматологической службы ОАО «РЖД» показал, что в целом она функционирует недостаточно эффективно. Возникла потребность в создании более экономически рентабельной ведомственной службы.

Нами разработана концепция по перспективному развитию стоматологической службы ОАО «РЖД», которая предусматривает: изменение ее структуры по уровням оказания стоматологической помощи; введение единого классификатора услуг и технологий; обоснование единых принципов определения стоимости стоматологических услуг; единых норм расходования материалов; рационального распределения денежных средств.

В структуре ведомственной стоматологической службы предусматривается 3 уровня помощи: первичный, специализированный и узкоспециализированный.

Первый уровень осуществляется в стоматологических кабинетах, расположенных вне стоматологических учреждений (подразделений) — на здравпунктах, амбулаториях, врачами-стоматологами общей практики. При этом предполагается минимальное оснащение оборудованием и расходными материалами. Это позволяет оказывать массовую стоматологическую помощь и не требует больших финансовых затрат.

Второй уровень, предусматривая специализированную помощь, оказывается в стоматологических подразделениях НУЗ ОАО «РЖД», оснащённых всем необходимым оборудованием, с количеством врачебных ставок от 8 и более. Здесь предоставляется дорогостоящая и материалоёмкая специализированная стоматологическая помощь. В этих учреждениях имеются зуботехнические лаборатории для изготовления всех видов зубных протезов.

На 3 уровне оказывается узкоспециализированная стоматологическая помощь в Дорожных стоматологических поликлиниках, которые дополнительно осуществляют организационно-методические мероприятия и контроль за работой стоматологических подразделений НУЗ на соответствующей железной дороге, а также являются консультативными центрами для врачей-стоматологов, зубных техников и медицинских сестер. Поликлиники располагают всем необходимым оборудованием и материалами.



Для каждого уровня помощи предусматривается и необходимое материально-техническое оснащение. Нами разработан табель оснащения стоматологических кабинетов 1,2 и 3 уровней, позволяющий оказывать соответствующие виды и объемы стоматологической помощи.

В деятельность стоматологических учреждений СЖД введены единые подходы по определению стоимости стоматологических услуг. Цена услуги для пациента традиционно формируется из стоимости работы врача, согласно «Классификатора основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий...», умноженного на стоимость одной УЕТ, рассчитанной по стандартной методике определения стоимости медицинской услуги и стоимости используемых расходных материалов, а также рентабельности, которая не должна превышать 20%. Однако, до настоящего времени отсутствуют единые утверждённые нормы списания расходных материалов, соответствующие их реальному использованию.

Нами разработаны и внедрены в практику работы стоматологических учреждений единые ведомственные нормы расходования материалов и приспособлений. Для их расчета была составлена компьютерная программа, позволяющая вести строгий учет прихода и расходования всех материалов и приспособлений, используемых при оказании той или иной медицинской услуги в Дорожной стоматологической поликлинике на станции Свердловск — Сортировочный ОАО «РЖД» на каждого конкретного врача и зубного техника индивидуально.

Изучив систему расходования финансовых средств в медицинских учреждениях ОАО «РЖД» и обобщив многолетний опыт работы Дорожной стоматологической поликлинике на станции Свердловск — Сортировочный ОАО «РЖД», нами предложена схема распределения заработанных денежных средств. В предложенной смете расходов стоматологической службы медицинского учреждения ОАО «РЖД» предусматривается выделение на фонд оплаты труда 55 %, на приобретение стоматологических материалов и медикаментов — 15 %, коммунальные платежи — 10%, прибыль учреждения — 20 %. При такой схеме расходования средств стоматологические учреждения, как правило, являются высокорентабельными, что свидетельствует об эффективности работы службы.

Немаловажной остается проблема управления оплатой труда работников учреждения. Мы предложили схему прогрессивной оплаты труда каждого сотрудника Дорожной стоматологической поликлиники на станции Свердловск — Сортировочный ОАО «РЖД» в зависимости от объёма работы и выполнения финансового плана, составляемого на каждого конкретного специалиста.

Распределение денежных средств на оплату труда осуществляется в соответствии с разработанным и утверждённым руководителем учреждения Положением, в котором отражены условия, особенности начисления оплаты труда сотрудникам, занятым оказанием платных стоматологических услуг. Реализация прогрессивной схемы в течение 5 лет позволила повысить зарплату специалистов в 2—3 раза.

Опыт работы стоматологических учреждений СЖД по внедрению разработанной концепции показал её социально-экономическую целесообразность и эффективность, что способствовало финансовой стабильности, повышению уровня материально-технической оснащённости, закреплению квалифицированных кадров, повышению заинтересованности и оплаты труда специалистов в среднем в 2—3 раза, а также внедрению новых технологий, улучшению качества оказываемых услуг.


В.М. Каменских, Л.E. Леонова, М.Я. Подлужная
ГОУ ВПО «Пермская ГМА им. акад. Е.А. Вагнера»
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ