Пути повышения эффективности профилактики стоматологических заболеваний

22 Марта в 23:01 2411 0


Повышение эффективности профилактики продолжает оставаться важнейшей медико-социальной проблемой (Кулаков А.А., Шестаков В.Т. и соавт., 2006). Программы профилактики в стоматологии являются единственным и наиболее действенным средством снижения стоматологической заболеваемости населения (Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н., 2006; Леус П.А., 2004; Кузьмина Э.М., 2007; Авраамова О.Г., Леонтьев В.К., 1998, 2007).

В настоящее время в программах профилактики стоматологических заболеваний преобладают этиотропные и патогенетически обоснованные профилактические мероприятия, направленные в основном на очищение полости рта от зубного налета, использование антимикробных, бактериостатических средств, а также на повышение резистентности зубов (Боровский Е.В., Леонтьев В.К., 2001; Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н., 2006). При этом эффективность большинства методов профилактики находится в пределах 25-50% снижения прироста кариеса (Thylfun, 2001).

Наиболее эффективно проведение программ профилактики в организованных детских коллективах, позволяющие обеспечить закономерное снижение распространенности и интенсивности кариеса. Например, при проведении программы профилактики в школе № 137 ЮЗАО г. Москвы с участием гигиениста стоматологического и профилактических мероприятий с помощью общепринятых методов (санитарно-просветительская деятельность, обучение гигиене полости рта, контролируемая чистка зубов, применение фторидсодержащих зубных паст) в течение 5 лет распространенность кариеса у 12-летних детей снизилась с 90 до 48-53% (Западаева С.В., 2009).

Известен факт, что способность эмали к растворению при кислотной атаке и её последующее восстановление характеризуется определенными показателями и строго индивидуальна. В.Б. Недосеко (1998, 2000) выделяет несколько типов резистентности и считает, что резистентность зубов зависит от групповой принадлежности. Профилактические мероприятия по-разному влияют на каждого человека в зависимости от состояния органов полости рта и нарушения в них процессов, определяющих функции деминерализации и реминерализации, самоочищение, растворимость эмали.



Одним из важнейших направлений профилактики является повышение профилактического эффекта. Этого можно добиться только путем выявления индивидуальных особенностей состава, структуры и функции зубов, слюны, зубных рядов. Это достигается использованием клинико-лабораторных методов, позволяющих изучить индивидуальную резистентность и подверженность основным стоматологическим заболеваниям. Поэтому при проведении профилактических мероприятий необходимо учитывать вышеуказанные особенности. Показатели интенсивности и распространенности стоматологических заболеваний, а также редукция их прироста — основные показатели при проведении групповой профилактики, но при осуществлении индивидуальной профилактики необходимо определение функциональных особенностей полости рта на индивидуальном уровне. Это подтверждается получением различных результатов при проведении профилактических мероприятий, когда в одних и тех же группах детей, находящихся в одинаковых условиях профилактики, у различных индивидуумов достигается различная профилактическая эффективность, что объясняется различным исходным состоянием полости рта и функциональных показателей у каждого человека, что можно определять различными методами.

В нашей стране разработано достаточное количество клинико-лабораторных методов и тестов, которые, к сожалению, недостаточно используются в клинике (клиническое определение скорости реминерализации эмали, метод определения проницаемости эмали, электропроводности эмали, скорость слюноотделения). Внедрение в практику этих методов позволит обеспечить индивидуальный подход к профилактике, оптимизировать профилактические мероприятия, прогнозировать динамику развития стоматологических заболеваний, что дает возможность значительно снизить стоматологическую заболеваемость у детей.


В.А. Кадяева, О.Г. Авраамова
ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ»
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ