Применение положений Болонской декларации в последипломном образовании стоматологов

20 Марта в 0:50 874 0


Как составляющая программы модернизации российского высшего образования, Болонский процесс является весьма своевременным. Это связано с тем, что в его основе лежит качество образования. В настоящее время отсутствуют законодательные акты и прописанные механизмы использования в отношении внедрения положений Болонского процесса в последипломную подготовку врачей-стоматологов. В своем выступлении на Первом международном саммите «...Женева-Москва-Токио», 8 февраля 2010г., ректор МГМСУ, профессор О.О. Янушевич призвал педагогическую стоматологическую общественность включиться в процесс подготовки предложений по реорганизации последипломного образования в свете положений Болонского процесса. Тем не менее, анализ научной литературы, проведенный нами, показал недостаток исследований в этом направлении. При этом данные официальных документов и литературных источников не дают достаточных оснований, подтверждающих, что система последипломной подготовки в полном объеме готова приступить к использованию инноваций Болонской декларации в образовательном процессе.

Целью нашего исследования явилось определение, с точки зрения преподавателей, наиболее значимых положений Болонского процесса для их использования в последипломном образовании врачей-стоматологов и выявления основных препятствий к реализации этих положений в отечественном последипломном образовании.

Результаты исследования показали, что не все респонденты одинаково хорошо осведомлены об основных направлениях Болонского процесса. 45,1% опрошенных признали СМИ основным источником информации о Болонских реформах. 21,7% преподавателей придают значение «монографиям и научным публикациям». Изучение Болонского процесса по методическим материалам, разработанным непосредственно в учебных заведениях, носит редкий характер. Только 9,2 % преподавателей отметили этот источник информации. По полученным нами данным, 82,3 % преподавателей считают возможным использовать положения Болонской декларации в последипломной подготовке врачей-стоматологов. Респондентами были определены наиболее приоритетные из этих положений: «модульный подход в обучении» — 29,1 % и «балльно-накопительная система» — 28,6%. Особый интерес к этим двум положениям проявили стоматологи общей практики и стоматологи-ортопеды (41,2 % и 39,2% соответственно). Осознавая значимость принципа «непрерывного образования через всю жизнь», его поддержали 13,4 % преподавателей. «Сопоставимость дипломов» об образовании является одной из существенных задач Болонского процесса, что также было подтверждено 13,4% респондентов. Установлено, что преподаватели выделяют и такой аспект, как «мобильность слушателей и преподавателей». Это отметили 7,2 %, а 6,8 обратили внимание на необходимость «системы гарантии качества образования». Только 0,7 % респондентов считают необходимым двухступенчатую подготовку (бакалавр, магистр) в медицинском образовании, что еще раз подтверждает нецелесообразность использования этого положения Болонской декларации в подготовке специалистов стоматологического профиля. Было определено, что наиболее значимыми препятствиями к внедрению положений преподаватели считают возможные финансовые затруднения. Большинство из них (36,4 %) указали на это препятствие, значительная часть (28,4%) также отметила организационные трудности. Это связано, прежде всего, с непродуманностью организационных форм внедрения и использования тех или иных положений Болонской декларации. При анализе препятствий непосредственно в их вузах, указанных преподавателями, выяснилось, что основными барьерами они считают «недостаточное знание иностранных языков» — 37,2 % и «недостаточное материально- техническое обеспечение» — 29,1 %. При этом, как показали наши исследования, только 38,7% респондентов владеют каким-либо из иностранных языков. Определенная часть респондентов верит в повышение качества образования, но считает это возможным только при наличии ряда условий. Так, 16,1 % опрошенных предполагает значительное повышение стоимости образовательных услуг, а возможно и их полную коммерциализацию. Наибольшее число считающих таким образом было среди стоматологов общей практики — 27,9 %, при этом только 6,9 % ортодонтов полагали также. Нами установлено, что на момент исследования только 21,6 % преподавателей считали, что их образовательное учреждение принимает участие в реализации каких-либо положений Болонской декларации, в процессе последипломной подготовки врачей-стоматологов. В связи с этим преподаватели системы ДПО показали отсутствие готовности к приему и обучению иностранных врачей-стоматологов. Только 13,5 % преподавателей проявили готовность к этому, основанную на подготовке их учреждения (или кафедры). При этом не удалось обнаружить значимых различий в ответах респондентов в зависимости от преподаваемой ими дисциплины, что свидетельствует о равнозначности проблемы для них.



Проведенное исследование по использованию положений Болонской декларации в отечественном последипломном образовании врачей- стоматологов позволило сделать нам следующие выводы:
  1. Мы считаем негативным факт незнания документов Болонской декларации почти 1/3 респондентов (особенно детскими стоматологами), так как, с одной стороны, это свидетельствует о невозможности вовлечения их в процесс обсуждения реорганизации отечественного образования и его интеграцию с европейским. С другой стороны, полученные данные указывают на то, что несмотря на завершение процесса вхождения высшего отечественного образования в Болонские реформы, часть специалистов последипломной подготовки не проявляет интереса к ним, тем самым демонстрируя ограниченность своего педагогического и стоматологического мировоззрения. Как показало наше исследование, одной из причин такого положения является выявленный недостаток информации по вопросам Болонских реформ и их динамики среди профессорско-преподавательского состава, особенно недостаток ознакомительной информации (в виде собственных методических разработок), непосредственно в рамках отдельно взятого учебного учреждения ДПО.
  2. Необходимо разработка соответствующих мероприятий МЗ и CP РФ и Министерства образования по предупреждению и устранению указанных барьеров для беспрепятственного внедрения положений Болонской декларации в отечественное ДПО.
  3. Вопрос оснащения учебных кафедр требует реализации, и при наличии достаточного финансирования может быть решен в относительно короткие сроки. Однако, проблема недостаточной языковой подготовки преподавателей не может быть решена в течение нескольких лет, что свидетельствует о необходимости неотложной разработки полного комплекса мероприятий по этому вопросу руководством образовательных учреждений. Нами предложен свой вариант комплекса таких мероприятий, одобренный преподавателями последипломной подготовки врачей-стоматологов. В целом же, повышение уровня и эффективности изучения иностранных языков мы считаем одним из важных направлений развития международного образовательного сотрудничества.
  4. Определены основные организационно-методические мероприятия по реализации Болонских реформ в последипломную подготовку врачей-стоматологов. Большинство (57,4%) специалистов надеются на улучшение качества образования после введения основных положений Болонской декларации в образовательный процесс врачей. Вместе с тем, 78,4% преподавателей указали на отсутствие участия их вуза в практической реализации положений Болонской декларации в последипломную подготовку, что свидетельствует о низкой активности их руководителей. При этом только 13,5 % преподавателей высказали мнение о готовности их образовательного учреждения к приему и обучению зарубежных врачей-стоматологов.
  5. Данное исследование показало необходимость использования основных положений Болонского процесса и возможность преодоления трудностей их реализации при целенаправленной и многопрофильной работе как со стороны органов здравоохранения и образования, так и со стороны профессорско-преподавательского состава системы ДПО врачей-стоматологов. Полученные данные свидетельствуют об актуальности и необходимости научных разработок, связанных с интеграцией отечественного и Европейского последипломного образования в рамках Болонского процесса.


С.И. Абякаров, Д.В. Сорокин, И.А. Шпаковская, А.В. Басов
ГОУ ДПО «РМАПО»
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ