Организация повышения квалификации по педагогике среди преподавателей стоматологических дисциплин

20 Марта в 0:50 1054 0


Важнейшим звеном в системе повышения квалификации специалистов стоматологического профиля является уровень профессиональной педагогической подготовки преподавательского кадрового состава.

Вместе с тем, в настоящее время в высшем медицинском и последипломном образовании сложилась ситуация, когда преподавателем может стать любой специалист, достигший определенных успехов в научной работе или практической деятельности. Однако, как правило, он не имеет педагогического образования. Становление неопытных ассистентов в лучшем случае основывается на опыте работы доцентов и профессоров методом ученичества.

Целью работы явилось изучение организации повышения квалификации по педагогике среди преподавателей стоматологических дисциплин. Задачей исследования являлось получение информации о возможностях для преподавателей обучаться на кафедрах педагогики, необходимости такого обучения, приоритетной тематики, периодичности, сроках и др. Данная работа явилась частью масштабного социологического исследования, проведенного в период с 2008 по 2010 гг., в рамках отраслевой научно-исследовательской программы МЗ и CP РФ «Последипломное образование медицинских кадров». В качестве инструмента для сбора статистического материала использовалась специально разработанная для этих целей «анкета социологического исследования», содержащая 78 реквизитов. Всего в анкетировании приняли участие 1412 преподавателей системы дополнительного профессионального образования из различных регионов РФ.

На основании результатов исследования выявлены источники для самосовершенствования преподавателей. Выяснилось, что конференции по последипломному образованию в качестве мероприятия усовершенствования не пользуются большой популярностью. В среднем 13,4 % преподавателей со стажем от 1 года и до 25 лет продемонстрировали это. Интерес к конференциям начинает повышаться лишь по мере дальнейшего увеличения стажа. Так, с 26 до 40 лет прослеживается рост числа преподавателей, уделяющих серьезное внимание этому виду усовершенствования (от 23,2 до 46,6 %). Особой популярностью они пользуются среди опытных педагогов со стажем более 40 лет - 72,8 %.

К учебно-методической литературе в той или иной степени обращаются преподаватели с различным стажем. Начиная с минимального, число таких специалистов достигает наибольшего количества при стаже от 11 до 25 лет (в среднем 21,5 %), с дальнейшим постепенным уменьшением числа респондентов (при стаже более 40 лет, всего 7,7 %).

Обучению на кафедрах педагогики отдают предпочтение в основном специалисты со стажем от 11 до 30 лет (от 29,3 до 49,6 %). Начинающие преподаватели так же, как в случае с конференциями только в 12,4% считают посещение таких мероприятий полезными. В то же время советы коллег оказались основным выбором у «молодых» специалистов и особенно популярны среди имеющих стаж от 1 года до 10 лет — в среднем 45,2 %. Было определено, что представители всех специальностей в своем большинстве считают необходимым совершенствоваться по педагогике, при наличии стажа 10 лет — 50,2 % и стажа 20 лет — 28,8 %. Необходимость в совершенствовании, по мнению анкетируемых, у преподавателей со стажем 30 лет небольшая. Только 13,7 % считают, что это необходимо. Количество высказавших такое же мнение при стаже 40 лет оказалось еще меньше и составило 6,2 %. Вместе с тем, представители ортопедической стоматологии и ортодонтии оказались единственными, более других полагающими необходимым повышать педагогическую квалификацию при наличии 30- и 40-летнего стажа (18,6 % и 19,4 %, а также 12,5 % и 10,5% соответственно). Наименьшее число считающих также, при стаже 20, 30 и 40 лет, оказалось среди стоматологов-хирургов — 26,6 %, 8,3 % и 1,9 %. Определено, что педагогические курсы посещали менее 5 лет назад только 20,2 % преподавателей, 5 лет назад их посетили 25,1 %. Число прошедших усовершенствование более 5 лет назад составило 12,2 % респондентов, а более 10 лет назад - 18,7 %. Значительная часть принимавших участие в анкетировании — 22,7 % вообще никогда не обучались на кафедрах повышения квалификации преподавателей. Таким образом, 78,7 % опрошенных не прошли указанного усовершенствования своевременно и, следовательно, не получили достаточного объема педагогических знаний, не познакомились с современными технологиями подачи материала и т. д.

Очную форму обучения используют 54,2 % преподавателей. Очень незначительному числу (6,4 %) доступна модификация очной формы — очно-заочная форма. Не развиты такие формы, как заочная и дистанционная. Только 3,2 % и 3,7 % преподавателей используют их элементы для своего совершенствования.



Оценка современной учебно-методической литературы по педагогике показала, что большинство преподавателей оценивают ее «удовлетворительно» — 59,8 %, а 12,2 % — «хорошо». Только 8,1 % респондентов поставили оценку «отлично». Оказалось, что 15,2 % преподавателей вовсе не используют этот источник совершенствования учебного процесса в повседневной практике. Вместе с тем независимо от стажа 53,9 % указали, что высоко оценивают пройденные курсы и используют полученные знания в практической деятельности.

Анализ полученных данных показал, что преподаватели системы ДПО врачей-стоматологов интересуются широким спектром педагогических вопросов, в то же время отдавая предпочтение некоторым из них. Более всего, их интересуют: «методика организации самостоятельной учебной деятельности врачей» — 25,6 %, «методика преподавания специальных дисциплин взрослым обучаемым» — 25,2 % и «современные технологии обучения» — 24,1%. Некоторое число респондентов проявили интерес к «организации педагогической системы по специальности» — 8,2 % и к «теоретическим основам обучения» — 6 %. К этому вопросу педагогики особое внимание проявили стоматологи-хирурги (16,2 %) по отношению к другим специальностям. Наиболее заинтересованными «современными технологиями обучения» были стоматологи-ортопеды (26,7 %), к «методике преподавания специальных дисциплин взрослым обучаемым» более других проявили интерес детские стоматологи (27,1 %), а «методике организации самостоятельной учебной деятельности врачей» — стоматологи-терапевты (27,9 %). В то же время в графе «другие вопросы» были определены иные предпочтения. Большинство из них — 54,3% относились к информационно-коммуникационным технологиям преподавания, 24,2 % — затрагивали вопросы педагогической психологии, а 21,5% — структуру и правила построения учебных задач.

Проведенное исследование о повышении квалификации по педагогике для преподавателей стоматологических дисциплин позволило сделать следующие выводы:
  1. Определен недостаточный интерес к конференциям по последипломному образованию и изучению учебно-методической литературы. У активно совершенствующихся преподавателей проявляется интерес к освоению современных технологий обучения, основанных на компетентностном подходе.
  2. Выявлен недостаточный интерес к повышению квалификации по педагогике. Менее всего проявляют интерес к усовершенствованию стоматологи-хирурги и преподаватели всех специальностей со стажем более 40 лет.
  3. Определена низкая посещаемость курсов повышения квалификации по педагогике. Очевидно, что причинами такого положения является не только недостаточная активность самих преподавателей, но и отсутствие регламентирующих этот процесс документов со стороны МЗ и CP РФ и Министерства образования. Мы считаем, что прохождение курсов усовершенствования по педагогике должно быть обязательным для всех преподавателей системы ДПО врачей-стоматологов независимо от стажа и регулярным (1 раз в 5 лет) с получением по их окончании соответствующего документа.
  4. Определено недостаточное количество кафедр медицинской педагогики для совершенствования преподавательского состава системы ДПО врачей-стоматологов. В связи с тем, что 32,5% преподавателей не имеют возможности повышать свою квалификацию, очевидна необходимость развития их количества в различных регионах РФ.
  5. Выявлена необходимость развития таких форм обучения, как заочной, очно-заочной и дистанционной, развитие специализированной учебно-методической литературы по технологиям обучения врачей-стоматологов и контроль по ее внедрению со стороны учебно-методических комиссий факультетов и институтов.
  6. Преподавателями системы ДПО врачей-стоматологов дана положительная оценка педагогических курсов, что свидетельствует о необходимости дальнейшего развития этого направления совершенствования знаний врачей-преподавателей. В то же время не на всех кафедрах усовершенствования врачей-стоматологов созданы условия для применения на практике знаний, полученных на этих курсах, что требует пересмотра организационно-методических подходов в организации их учебного процесса.


С.И. Абакаров, Д.В. Сорокин, Д.С. Абакарова, М.Б. Князева
ГОУ ДПО «РМАПО»
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ