Организационно-методологические проблемы становления специальности «Стоматология общей практики»

22 Марта в 22:34 13538 0


Основным направлением реформирования здравоохранения в России сегодня является поэтапный переход на работу по принципу врача общей практики (Б.Ц. Нимаев, Б.А. Будаев, 2007).

Поэтому в приказе МЗ РФ №337 от 27.08.1999 г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» была введена новая специальность «Стоматология», а в дальнейшем согласно приказу МЗ и CP РФ №553 от 20.08.2007 г. и №112н от 11.03.2008 г. - «Стоматология общей практики».

Очевидно, что врач-стоматолог общей практики обязан обладать суммой знаний, необходимой для обеспечения своевременной диагностики, лечения и профилактика широкого круга заболеваний, независимо от пола и возраста пациента (И.Н. Денисов и др., 1995).

Учитывая вышеизложенное, возникает необходимость в подготовке врача, который сможет обеспечивать и отвечать за конечный результат - здоровье конкретного человека и членов его семьи. При внедрении принципа общей врачебной практики важную роль играет базовая подготовка врача-стоматолога.

Профессиональная подготовка врача должна предусматривать оптимальный объем теоретических знаний и практических навыков, необходимых в повседневной работе врача, с учетом специфики оказания стоматологической помощи широкому кругу пациентов и разнообразия видов стоматологической помощи.

Однако до сих пор широкого распространения принципы общей практики в стоматологии не получили и проблема «врач-стоматолог общей практики» сохраняет свою актуальность. Полноценная реализация поставленной задачи на сегодняшний день ограничивается целым комплексом организационных, правовых и образовательных мероприятий, которые условно можно разделить на 2 группы.

Первая — подготовка специалиста в интернатуре. В настоящее время выпускники вузов не имеют гарантированной возможности пройти подготовку в интернатуре и, следовательно, получить доступ к работе по специальности. В Санкт-Петербурге только 13 % из 239 выпускников имеют возможность продолжить обучение в интернатуре СПб ГМУ на бюджетной основе.

Остальные вынуждены самостоятельно изыскивают варианты обучения на платной основе, где годичное обучение может достигать 140 тыс. руб.

Причем высокая стоимость обучения еще не гарантирует зачисление в интернатуру. Серьезной проблемой является наличие полноценной клинической базы для обучения в интернатуре. Зачастую набор интернов происходит без реального учета возможности обеспечения интерна рабочим местом. Отсутствие возможности пройти интернатуру в вузах или учреждениях последипломного образования приводит к тому, что выпускники практическую деятельность осуществляют в стоматологических организациях различной формы собственности, а теоретический раздел и сдачу экзамена в вузах — по договору и на платной основе. Естественно, это не способствует обеспечению соответствующего уровня подготовки. Подготовка в интернатуре обязательно должна быть отнесена к компетенции вуза, где выпускник проходил обучение, и рассматриваться как завершающий этап единого образовательного процесса.

Высокие профессиональные требования к стоматологу общей практики и необходимость получения большого объема знаний поднимают вопрос о целесообразности введения двухгодичной подготовки врачей-стоматологов общей практики. Это, прежде всего, обусловлено необходимостью освоения практических навыков по 4 стоматологическим разделам при обязательном изучении широкого круга специальных теоретических знаний, что при одногодичной подготовке (1728 часов) является явно недостаточным.

Ко 2 группе проблем можно отнести непосредственно профессиональную деятельность стоматолога общей практики. К сожалению, за прошедшие 10 лет с момента учреждения данной специальности до сих пор не определена роль и место стоматолога общей практики в структуре амбулаторного стоматологического приема. Это обусловлено, прежде всего, сложившимся стереотипом и определенным консерватизмом в отношении организации стоматологической помощи.



Все государственные стоматологические учреждения имеют штатное расписание, сформировавшееся на протяжении десятилетий, которое не учитывает возможность использования стоматолога общей практики в современных условиях организации стоматологической помощи населению.

Отсутствуют нормативы объема оказания медицинской помощи населению, нет квалификационных характеристик и должностных обязанностей стоматолога общей практики. К сожалению, очень многие главные врачи или недооценивают значимость работы стоматолога общей практики на амбулаторном приеме или не хотят заниматься реорганизацией лечебного процесса, а предпочитают работать по старинке.

Конечно, создание условий для работы врача общей практики требует проведения необходимой организационной работы — пересмотр штатного расписания, лицензирование такого вида деятельности, сохранение в штате уз-коспециализированных врачей. В известной степени эти мероприятия не реализуются из-за отсутствия соответствующих нормативных документов. Все это тормозит процесс реформирования перехода оказания стоматологической помощи на работу по принципу стоматолога общей практики.

Так, в государственных учреждениях Санкт-Петербурга на 3203 узкоспециализированных врачей-стоматологов приходится всего лишь 149 стоматологов общей практики (5 %). И это при том, что с 2000 г. и по настоящее время только в Санкт-Петербурге было подготовлено около 2500 стоматологов общей практики.

Из-за множества неопределенностей в данной профессии основная масса врачей-стоматологов общей практики после окончания института стремится пройти профессиональную переподготовку по какой-либо из специальностей, требующих углубленной подготовки. И это фактически сводит на нет всю реализацию программы оказания стоматологической помощи населению врачом-стоматологом общей практики.

Вместе с тем, такой врач в состоянии самостоятельно удовлетворить потребность в оказании стоматологической помощи 80—90 % пациентов, обращающихся в стоматологические учреждения амбулаторного типа (A.M. Аванесов, О.В. Сагина, 2005). Это существенно снижает потребность в специалистах узкого профиля и расширяет объем и своевременность оказания стоматологической помощи.

Анализ практической деятельности врачей-стоматологов общей практики в условиях сельской местности и в негосударственных организациях существенно отличается от оказания таковой в условиях города.

В сельской местности и в частных структурах стоматолог общей практики осуществляет оказание помощи по всем клиническим направлениям, по которым он получил подготовку (терапевтическая, ортопедическая, хирургическая и детская стоматология).

В условиях города, особенно крупного, такой врач проводит лечение лишь только в одном из стоматологических отделений (терапевтическом, ортопедическом, хирургическом или детском). Работа в городской стоматологической поликлинике в одном из специализированных стоматологических отделений на протяжении длительного времени приводит к узкоспециализированному развитию и теряет смысл его подготовки как врача широкого профиля.

Можно заключить, что становление специальности «стоматология общей практики» проходит трудный период. Будущее специальности зависит от того, как быстро будут проведены необходимые организационно-методологические и правовые преобразования, направленные на внедрение принципа общей врачебной практики в стоматологию.


Б.Т. Мороз
ГОУ ДПО «СПб МАПО»
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ