Необходимость разработки системы дистанционной телемедицины в стоматологии

20 Марта в 13:30 1000 0


В настоящее время в связи с неуклонным прогрессом и ростом информационных технологий появилась новая и более эффективная система дистанционного обучения — телемедицина, обеспечивающая целый комплекс мероприятий не только по обучению специалистов и специализации, но даже для оказания консультативной, диагностической и даже лечебной путем назначения доступных более эффективных способов лечения.

В ЦНИИС была разработана в формате эскизного проекта система телемедицины для стоматологии (Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы ОМС. — Воронеж, 1999. — С. 356).

За последние годы накопился эффективный опыт применения телемедицины в здравоохранении. Достаточно привести 2 примера: использование телемедицины в Кардиологическом центре им. А.Н. Бакулева (директор — акад. Л.A. Бокерия) и Институте детской хирургии и педиатрии (директор — акад. А.Д. Царегородцев).

Центры телемедицины в этих головных институтах имеют телестудии для передачи и получения обратной информации из регионов стран с соответствующей аппаратурой и оборудованием, включая возможность трансляции операций из операционных отделений реанимации и др., соответствующий профессиональный персонал для обеспечения информационных и медицинских технологий, манипуляций и т. д.

Студии телемедицины оборудуются комплексом современной компьютерной техники: компьютеры; серверы и стримеры для накопления и хранения информации; мониторы; сканеры; принтеры; колонки; мультимедийные проекторы; микрофоны; CD ROM-диски; пакет программ Jutel Business Video conference и др. Указанная аппаратура и программное обеспечение позволяют передавать обширный пакет видеоинформации, включая фото больных и очагов патологий, медицинскую документацию: рентгеновские снимки, УЗИ, все виды анализов и т.д.

Основной функцией системы телемедицины является 1) первичное (догоспитальное) консультирование больных в режиме on-line; консультации и наблюдения клинически сложных пациентов; срочные консультации больных; проведение циклов повышения квалификации, специализации, чтение лекций ведущих специалистов с демонстрацией сложных манипуляций, включая различные сложные операции. Поскольку с учетом часовых поясов в отдаленных восточных районах страны не всегда удается чтение лекций в режиме on-line, их содержание можно вводить в серверы и стримеры, а затем в одной или нескольких аудиториях (в зависимости от количества слушателей) с помощью мультимедийных проекторов демонстрировать слушателям. В режиме прямой конференцсвязи может быть обратная связь, т.е. получение ответов лекторов или операторов на вопросы аудитории.



Аналогичного типа студии (возможно в более скромных масштабах и возможностях) имеются в ряде обеспеченных регионах, что также является существенно затратным условием. Однако пока указанные выше институты имеют студии телемедицины в 15—17 регионах страны. Конечно, этого явно недостаточно, но приходится надеяться на их расширение, в том числе в свете распоряжения Президента РФ на заседании Совета по информатизации РФ (12.01.2009г.) — в части здравоохранения о компьютерном ведении медицинской документации и оборудования компьютерных учебных центров.

Имеется опыт работы системы телемедицины в ограниченных регионах страны, например, областной центр телемедицины в Воронежской области проводит полный цикл мероприятий для областных лечебных учреждений, начиная с ЦРБ, районных больниц и поликлиник различного профиля с высокой степенью эффективности.

С появлением реальных возможностей систему телемедицины в стоматологии можно будет расширять до уровня стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Поскольку организация системы теле медицины в стоматологии требует существенных затрат на приобретение и монтаж оборудования в специальных помещениях, оплаты работы специалистов и другие расходы для обеспечения оптимальных условий, для этого имеется предложение в первом приближении объединить усилия и возможности нескольких ведущих и заинтересованных учреждений: РМАПО, МГМСУ, ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» и, возможно, стоматологические факультеты медицинской академии им. И.М. Сеченова и РУДН.


А.А. Прохончуков, А.В. Алимский, С.И. Абакаров, И.Ю. Лебеденко, Ю.С. Алябьев
ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ», РМАПО, ГОУ ВПО «МГМСУ»
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ