Информационное обеспечение специальности «Ортодонтия»: состояние сегодня, возможности завтра

20 Марта в 13:42 1061 0


Информационные технологии предоставляют ортодонтии, как специальности, больше возможностей, чем другим направлениям стоматологии. Однако необходимо отметить, что информатизация специальности, подобно и всему российскому здравоохранению, происходит достаточно неактивно. Безусловно, существует спектр традиционно используемых полезностей IT-обеспечения, таких, как оптимизация организационных и административных процессов на основе учета, консолидации и анализа данных, позволяющих адекватно выбрать стратегию развития и провести лечение пациентов на качественно новом уровне. Однако использование IT-технологий носит в большинстве случаев однобокий характер — компьютеризация рабочих мест и внедрение программ административного и финансового учета. Но информатизация собственно медицинской составляющей ортодонтии для большинства как государственных, так и частных лечебных учреждений остается задачей завтрашнего дня.

Использование IT-обеспечения в ортодонтии следует рассматривать со следующих позиций: администрирование и отчетность, оптимизация собственно лечебного процесса, средство кооперации врача и пациента.

Поддержка IT-обеспечением административной составляющей лечебной практики учреждения является, вероятно, наиболее полной. Общие для лечебных учреждений потребности определяют основополагающие черты IT-обеспечения клиник. Информационная система прежде всего должна облегчать управление потоками пациентов и расписанием специалистов, кроме того, существенно оптимизируется документооборот — электронная версия истории болезни дает полное представление о передвижении пациента из отделения в отделение, от специалиста к специалисту, а также о проведенных исследованиях и выполненных медицинских манипуляциях. Это, в свою очередь, дает возможность не только корректно выставлять счета, но также детально анализировать финансово-экономическую деятельность предприятия. Безусловно, наиболее значимым преимуществом, которое дает медицинскому учреждению внедрение IT-решений, является возможность на основе анализа полученных статистических данных принимать стратегические управленческие решения.

Следующей составляющей использования IT-технологий в ортодонтической практике является оптимизация собственно лечебного процесса. Наиболее ярким примером данной составляющей является электронная история болезни, которая должна содержать все сведения о пациенте, помимо количественных данных (о каждом контакте медицинского персонала с больным); в историю болезни полагается вносить и данные о клинической картине зубочелюстной аномалии, результаты измерений контрольно-диагностических моделей челюстей и телерентгенограмм, данные функциональных методов исследования (аксиографии, электромиографии, реографии). Электронная история болезни должна быть дополнена цифровыми изображениями состояния окклюзии, лица пациента в профиль и анфас на этапах ортодонтической коррекции. Корректная работа с электронной историей болезни снижает затраты полезного времени сотрудников по сравнению с традиционным документооборотом, исключает потерю информации, позволяет врачу в режиме on-line просматривать результаты исследований. Для анализа контрольно-диагностических моделей челюстей, боковых телерентгенограмм головы существует ряд программ, что, безусловно, экономит время врача. Данные программы позволяют в более полном объеме составить заключение исследования и план лечения, используя в том числе и star-рейтинг параметров.



Помимо ведения электронного варианта истории болезни, IT-обеспечение используется для мониторинга эффективности и адекватности проводимого ортодонтического лечения. Зачастую положения о недопустимости применения больших сил, табу на расширение в области нижних клыков, нецелесообразности длительного применения эластиков II класса так и остаются в рамках теоретических познаний. Применение таких дополнительных методов обследования, как реодентография, ультразвуковая допплерография височно-нижнечелюстных суставов, ультразвуковая денситометрия челюстных костей как раз и дают возможность проведения адекватного мониторинга ортодонтической коррекции зубочелюстных аномалий и избежать потенциальных осложнений.

Развитие сетевых ресурсов Internet, посвященных проблемам ортодонтии, можно с определенной долей уверенности рассматривать как средство кооперации врача-ортодонта и пациента. Наличие ортодонтических порталов позволяет увеличить информированность пациента о рынке ортодонтических услуг, достижениях ортодонтии, как науки, коммерческих и научных подходах к лечению зубочелюстных аномалий, последствиях и осложнениях ортодонтического лечения, условиях устойчивости достигнутых результатов. Многие сайты, например, предлагают консультацию либо on-line, либо в режиме «вопрос-ответ».

В заключение необходимо отметить, что полноценное использование IT-обеспечения ортодонтии, по-видимому, остается проблемой будущего. При формировании электронных вариантов историй болезней возникает ряд проблем — отсутствие закона, делающего цифровую подпись легитимной (поэтому приходится всю документацию дублировать в печатном виде), несовместимость диагностических аппаратов с информационными системами клиник. Информация ортодонтических порталов зачастую неправильно понимается пациентами, которые затем ставят перед ортодонтом невыполнимые задачи. Однако, как показывает пример других сфер деятельности, опередивших ортодонтию по уровню внедрения IT-решений, следующим (и неизбежным) этапом в деятельности медицинских учреждений станет информатизация их профильной деятельности.


П.В. Ишмурзин, М.А. Данилова
ГОУ ВПО "Пермская ГМА им. акад. Е.А. Вагнера"
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ