Эффективность плановой санации у детей г. Новосибирска

20 Марта в 13:52 1004 0


В настоящее время в 132 школах из 187 организованы стационарные стоматологические кабинеты. Плановой санацией в городе охвачено 85 600 детей, т.е. 76,4% школьников.

На участке стоматолог ведет следующую документацию: паспорт класса, паспорт школы, санационную карту учащегося, рассчитанную на все годы обучения в школе. Только эти неутвержденные учетно-отчетные формы позволили изучать стоматологическую заболеваемость, определять состояние полости рта ребенка в динамике, анализировать результаты лечебно-профилактической работы.

Результаты многолетнего планового лечения и диспансеризации детей у стоматолога привели к уменьшению объемов лечебной работы.

По данным статистической отчетности и паспортов школ трудозатраты на санацию в единицах трудоёмкости (УЕТ) на одного ребенка составляют:
  • по обращаемости - 8,99 УЕТ;
  • через 1 год при проведении плановой санации — 8,1 УЕТ;
  • через 5 лет проведения плановой санации — 5,1 УЕТ;
  • через 15 лет проведения плановой санации — 3,4 УЕТ.

Таким образом, лечение по плановой санации требует меньших врачебных затрат:
  • через 1 год — 10%;
  • через 5 лет — 35%;
  • через 15 лет более чем — 50 %.

Структура лечебного приема изменяется в сторону профилактических мероприятий, что неукоснительно ведет к внедрению в работе по плановой санации среднего звена — гигиениста стоматологического, что позволит более эффективно использовать врачебные кадры и более направленно осуществлять работу по профилактике стоматологических заболеваний.

По обращаемости — 8,99 УЕТ,
  • через 1 год при проведении плановой санации — 8,1 УЕТ,
  • через 5 лет — 5,1 УЕТ,
  • через 15 лет — 3,4 УЕТ.

Таким образом, лечение по плановой санации требует меньших врачебных затрат: через 1 год — на 10%, через 5 лет — на 35% и через 15 лет — более чем на 50%. Структура лечебного приема меняется в сторону профилактических мероприятий. Приказ №33 от 06.02.2001 г. МЗ РФ «О введении специальности «Стоматология профилактическая», позволяющий в работу стоматологических учреждений вводить специалистов среднего звена, гигиенистов стоматологических, был крайне актуальным. Ожидаем, что внедрение в работу такого звена специалистов позволит не только эффективно использовать врачебные кадры, но и осуществлять профилактику стоматологических заболеваний, так как главной задачей гигиенистов будет проведение профилактических, гигиенических мероприятий и убеждение населения по поддержанию стоматологического здоровья.

В последние годы вопросы детской стоматологии и ее проблемы стали заботой не только самого учреждения. За 2 последних года на модернизацию и оснащение в детскую стоматологию направлено 14 млн. руб. Вместе с тем субвенции депутатов области на эти цели составили 8 млн. руб. В 2008 г. запланировано из бюджета 35 млн.руб. на реконструкцию отдельно стоящего здания для детской стоматологической поликлиники и 25 млн. руб. на ее оснащение. Но никакая помощь в любых помещениях не будет качественной без комфортного безболезненного лечения с применением современных технологий и материалов. А это затраты на расходную часть, которые требуют достаточного финансирования. Тарифы на стоматологические услуги по ОМС за 1 УЕТ — 57 руб. 70 коп., расходы которых на медикаменты составляют 6 руб. 92 коп., за счет которых можно обеспечить только соблюдение инфекционного режима и провести тривиальное лечение. Некоторое время родители участвовали в возмещении стоимости определенных стоматологических материалов при лечении детей (анестетиков, пломбировочных материалов, профилактических средств). С 2006 г. в условиях реализации Национального проекта «Здоровье» уделяется особое внимание первичному звену в здравоохранении, отмене доплат и платных услуг в детстве. «Забытые» в этой программе стоматологи стали поднимать вопросы, на местном уровне, дополнительного обеспечения хотя бы первичного звена оказания стоматологической помощи в стационарных стоматологических кабинетах общеобразовательных школ. Так, в 2007 г. из бюджета было выделено 1 млн. 200 тыс. руб., которые были направлены на обеспечение стоматологическими материалами и анестетиками именно школьных кабинетов. В 2008 г. на детскую службу из бюджета направлено на приобретение стоматологических материалов 5 млн. рублей.



Когда выделяется целевое финансирование, жестко спрашивается и его исполнение. Поэтому разработан алгоритм лечения по применению определенных групп стоматологических средств: стеклоиономерных цементов, химиоотверждаемых и светоотверждаемых композитов, силантов (химического и светового отверждения), профилактических средств, включая F-протектор, карпульных анестетиков, которые необходимо применять с учетом возраста ребенка, интенсивности поражения и стадии развития зуба. Ежеквартально представляются отчеты в Главное Управление здравоохранения об использовании приобретенных материалов.

Однако, невзирая на дотации из местного бюджета, они не могут покрыть возрастающие потребности населения во всех стоматологических услугах. Наше отношение к реализации направления по отказу стоматологических услуг на платной основе в детстве неоднозначно, учитывая темпы развития новых технологий и все возрастающий арсенал стоматологических материалов.

Но все «задумки» необходимо кому-то внедрять, материально-техническая база тоже «имеет тенденцию» изнашиваться.

Все мы знаем, что специалисты по детской стоматологии не задерживаются, для некоторых это плацдарм для дальнейшей реализации себя во взрослой стоматологии и частых структурах (там и оплата труда больше, и синдром эмоционального выгорания развивается медленнее, и престиж выше). В настоящее время интернатура по детской стоматологии отменена. И эти вопросы необходимо решать.

С 2009 г. на территории Новосибирской области планируется внедрение стоматологического сертификата для детского населения, который дополнит полис ОМС.

Средства, полученные лечебно-профилактическими учреждениями от сертификатов, будут дополнительно направляться на заработную плату, на оснащение и переоснащение стоматологической службы и приобретение расходных материалов. Внедрение сертификата позволит привлечь специалистов, так как повысится заработная плата, улучшатся условия труда, появится возможность для профессиональной самореализации. Поддержка муниципальной стоматологии в городе неоспорима.


Т.И. Чебакова, П.А. Железный, А.К. Базин
Детская городская стоматологическая поликлиника, г. Новосибирск, ГОУ ВПО «Новосибирская государственная медицинская академия»
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ