Что даст стоматологии переход на Болонскую (двухуровневую) систему подготовки кадров?

20 Марта в 14:06 1166 0


В последнее время в стране все более активно обсуждается вопрос о необходимости перехода на Болонскую (двухуровневую) систему подготовки кадров высшего звена. Вопрос непростой и требующий всестороннего рассмотрения, особенно в такой специальности, как стоматология.

Дело в том, что в настоящее время в нашей стране сложилась достаточно стройная система подготовки высших стоматологических кадров на этапах вузовского и послевузовского обучения. Это позволяет специалистам высшего звена иметь хороший уровень теоретических знаний и практической подготовки. Именно последнее обстоятельство диктует необходимость сохранить существующую систему подготовки, поскольку она дает возможность постоянно совершенствовать врачам свой клинический опыт и мануальные навыки. Этому же способствует обучение в интернатуре и ординатуре.

Переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат — магистратура) неоправданно вводит дополнительное звено, которое в условиях сложившегося рынка стоматологических услуг вряд ли будет востребовано в стоматологических учреждениях страны. Более того, этому же способствует следующее обстоятельство: в настоящее время резко возрос спрос населения на высокотехнологичные виды стоматологической помощи и высокое качество обслуживания, поэтому стоматологические учреждения вряд ли будут стремится пополнять свои штаты за счет бакалавров. Можно предполагать, что единственным возможным местом их трудоустройства будет замещение должностей гигиенистов стоматологических.

Иными словами, они будут пополнять собой среднее звено здравоохранения. При этом складывается поистине парадоксальная ситуация, когда одной рукой мы ликвидируем специальность «зубной врач» со средним медицинским образованием (на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2008г. № 184), исключая ее из перечня дисциплин, а другой вводим практически аналогичное звено - не вполне зрелого специалиста — бакалавра.

При этом следует иметь в виду, что исключение зубных врачей пока не выводит их из рынка труда современных стоматологических учреждений. Более того, в настоящее время из 65 000 работающих в стране врачей стоматологического профиля около 20 000 составляют именно зубные врачи, преимущественно работающие в сельских районах. Сложившаяся за долгие годы система их подготовки позволяла давать им определенный объем знаний и умений, достаточный для работы по многим стоматологическим специальностям. В значительной степени это было связано с тем, что «доводка» всех стоматологических кадров (стоматологов и зубных врачей) осуществлялась в стоматологических поликлиниках в течение как минимум 1—2 лет их самостоятельной работы. И поликлиники обязаны были это проводить, поскольку получали их по направлению и распределению как молодых специалистов, которых они просто обязаны были трудоустроить и взять в штат вне зависимости от уровня подготовки и квалификации.



В настоящее время с отменой распределения это звено подготовки кадров во многом, к сожалению, утрачено, а поликлиникам нужны сейчас только квалифицированные специалисты. Кроме того, основная масса врачей стоматологического профиля в основном «оседают» в городах, значительно перекрывая существующие штатные нормативы, тогда как село испытывает серьезный дефицит кадров. Вероятно, только там и будут востребованы новые специалисты (бакалавры). Иными словами, мы возвращаемся, что называется, «на круги своя».

Кроме того, следует учитывать недостаточную обеспеченность вузов собственными клиниками, существующую нерегулярность их взаимоотношений с организациями практического здравоохранения, представляющими собой клинические базы обучения, что ставит под сомнение саму возможность овладения бакалаврами достаточными мануальными навыками в ходе обучения, что крайне необходимо именно в специальности «стоматология». В связи с этим считаем важным и крайне необходимым развитие собственных клинических баз в вузах. Кроме того, требуют пересмотра программы обучения, исключения из них разделов, не влияющих непосредственно на подготовку врачей ни в теоретическом, ни в практическом отношении.

В настоящее время выпускники вузов, получая диплом, не имеют права на работу, поскольку сертификат специалиста они получают после I этапа постдипломного образования — интернатуры. На наш взгляд, при постдипломном образовании предусматриваются другие задачи, а выпускник вуза должен получить такую подготовку, чтобы при выпуске ему вручали не только диплом, но и сертификат специалиста.

В связи с вышеизложенным считаем нецелесообразным переход на двухуровневую систему подготовки стоматологических кадров, что позволяет нам отстаивать сохранение хорошо зарекомендовавшей себя в нашей стране системы одноуровневой подготовки.


А.А. Кулаков, А.В. Алимский
ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ»
Похожие статьи
показать еще
 
Стоматология и ЧЛХ