Проблемы взаимоотношений врач-пациент

16 Апреля в 10:25 1605 0


На современном этапе развития российского общества особую актуальность приобретают вопросы правовой охраны главных ценностей человека его жизни и здоровья. Законы и иные нормативные акты представляются весьма важными инструментами, посредством которых может быть реализовано право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленные в Конституции Российской Федерации (1993). Оказание качественной и эффективной медицинской помощи одна из актуальных проблем отечественного здравоохранения, отличающаяся особенной остротой в стоматологии.

В период с 1992 до 1997 гг. были приняты «Закон о защите прав потребителей» (1992), «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), Уголовный и Гражданский кодексы РФ (1996, 1994), ряд федеральных законов прямого действия в сфере здравоохранения. В совокупности эти факторы, усиленные деятельностью средств массовой информации, общественных организаций, страховых компаний, Государственного Комитета по антимонопольной политике, привели к росту правовой информированности населения: по данным Российского Фонда правовых реформ (1999) более половины граждан готовы обратиться в суд для защиты нарушенных прав, хотя и не обладают полными представлениями о них. Количество исков по так называемым «врачебным делам» неуклонно растет. Этому способствуют и такие обстоятельства, как стремительный рост за последние годы темпов развития и внедрения в практику российских стоматологов современных технологий лечения, и в то же время значительное отставание технической оснащенности лечебных учреждений, системы практической подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями, а также реально существующий конфликт между требованиями и возможностями. 



Важную роль в повышении уровня оказания медицинской помощи играет всестороннее изучение данных судебно-медицинских экспертиз, проводимых при расследовании гражданских дел в связи с исками пациентов (их представителей) к медицинским работникам. Изучению проблемы взаимоотношений врача и пациента в процессе оказания медицинской помощи, а также по поводу защиты прав пациентов, уделяется значительное внимание. 

Следует также отметить, что в противоположность достаточно большому объему законодательной базы в отношении защиты прав пациентов, права врачей остаются практически незащищенными. В частности, в «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) внесена только одна строка о праве врачей на защиту своей профессиональной чести и достоинства, но нет указания на право на защиту в случае конфликтной ситуации. 

Ненадлежащее оказание медицинской помощи и неграмотное оформление документации может привести к юридической ответственности. Единственным щитом врача является высокое качество работы, высокий уровень правовой грамотности и грамотно оформленная документация. Этим определяется актуальность проблемы защиты прав врачей. Для уменьшения количества возможных исков пациентов на некачественное оказание стоматологической помощи необходимо повысить культуру стоматологической помощи и улучшить взаимные деловые контакты с пациентами. 

Г.А. Пашинян, Л.М. Лукиных, Г.Н. Карпова, М.Ю. Ермошина, Д.Е. Елесин

Похожие статьи
показать еще
 
Травматология и ортопедия