Анализ удовлетворенности стационарной медицинской помощью пожилого населения в Санкт-Петербурге

16 Апреля в 10:28 1443 0


Как известно, структура заболеваемости различается в разных возрастных группах, что оказывает определенное влияние на процесс медицинского обслуживания населения. Увеличение доли пожилых граждан наблюдается во всем мире, эта же тенденция прослеживается и в России, где свыше 30 млн россиян принадлежат к старшему поколению. Согласно демографическому прогнозу, доля населения старше трудоспособного возраста за предстоящие 15 лет увеличится более чем на 5 % - с 21,7 % в 2010 году до 27 % ±0,5 % в 2025 году. Целью настоящего исследования являлся анализ вопросов обеспечения качества стационарной медицинской помощи пожилому населению, оказываемой в ЛПУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также разработка на его основе предложений по совершенствованию оказания стационарной помощи пожилому населению. Для достижения этой цели были исследованы вопросы удовлетворенности пожилыми пациентами оказываемой им стационарной помощью, определены факторы, оказывающие влияние на качество медицинской помощи пожилым гражданам. Были разработаны специальные анкеты, по данным которых анализировалась удовлетворенность пациентами старше 60 лет системой оказания медицинской помощи. В анкетировании приняли участие 460 пожилых пациентов стационаров Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В качестве статистических методов исследования использовались методы расчета числовых характеристик случайных переменных, показателей рядов динамики (темпов роста, прироста), анализ согласованности мнений экспертов, корреляционный анализ, а также стандартные методы проверки статистических гипотез.

Как правило, большинство пациентов, участвовавших в исследовании, положительно оценило качество медицинской помощи. 39,7 %(35,2-44,4 %) всех опрошенных отметили доступность качественной медицинской помощи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 30,2 % (26,1-34,6 %) пациентов указали на возможность получения качественной медицинской помощи, но только на платной основе. Достаточно большая доля пациентов - 18,2 % (14,8-22,1%) из общего числа анкетированных - отметила недоступность качественной медицинской помощи. Наиболее часто анкетированные пациенты отмечали такие проблемы организации ЛПУ, как длительность оформления в приемном отделении, недостаточная интенсивность лечебно-диагностических процедур при лечении в стационаре. Все анкетированные достаточно высоко оценивали качество медицинской помощи в тех учреждениях, где они находились. Общая оценка составила 4,6 ± 0,1 балла. Среди всех показателей наименьшая оценка была присвоена качеству питания - 3,4 + 0,1 и условиям размещения - 4,21 ±0,1. По всем остальным показателям, касающимся деятельности врачебного, среднего медицинского персонала, организации диагностики и лечения, пациенты в целом были удовлетворены во всех исследуемых группах лечебно-профилактических учреждений. Основные предложения по изменению работы лечебного учреждения касались изменения бытовых условий (ремонт палат, мебели, закупка и обновление посуды, столовых приборов и тому подобное), а также повышения качества питания.



Наиболее частыми проблемами в обеспечении качественной медицинской помощи в ЛПУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области около одной трети пожилых пациентов отметили неудовлетворительное обеспечение лекарствами при лечении в стационаре, а также необеспеченность льготными лекарствами. На эти же проблемы указывало и большинство врачей-специалистов, опасающихся за полноценное лекарственное обеспечение после стационарного лечения этой недостаточно социально защищенной категории граждан. Эти обстоятельства требуют учета при планировании работы служб здравоохранения региона и оптимизации всех видов обеспечения качественной медицинской помощи пожилым гражданам.


Р. В. Савинцев, В. В. Иванов, А. А. Корнеенков
Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, г. Санкт-Петербург
Похожие статьи
показать еще
 
Травматология и ортопедия