Совершенствование управления территориальной программой государственных гарантий

09 Декабря в 13:39 645 0


Важным направлением совершенствования управления территориальной программой, повышения эффективности выделяемых для ее реализации ресурсов служит разработка информационной системы «Мониторинг территориальной программы государственных гарантий» (рис. 7.4), для которой используются показатели, утвержденные Указом Президента РФ от 28 июля 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Блок-схема информационной системы «Мониторинг территориальной программы государственных гарантий».
Рис. 7.4. Блок-схема информационной системы «Мониторинг территориальной программы государственных гарантий».

* С учетом региональных особенностей могут также рассчитываться показатели заболеваемости населения некоторыми инфекционными и паразитарными болезнями, системы кровообращения, органов дыхания; летальность от инфаркта миокарда, инсульта; смертность от туберкулеза, злокачественных новообразований и др.

В управлении территориальной программой очень важно также учитывать мнение населения, проводя ежегодно социологический мониторинг. Результаты общероссийского опроса населения, осуществленного в декабре 2007 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что около 2/з опрошенных достаточно часто пользуются бесплатной медицинской помощью, % опрошенных отметили, что за бесплатной медицинской помощью обращаются редко. Результаты опроса выявили определенную дифференциацию в ответах респондентов прежде всего по таким факторам, как возраст и тип населенного пункта.

Наиболее часто к бесплатным медицинским услугам обращаются люди пожилого возраста (60 лет и старше), а более высокий уровень востребованности бесплатных медицинских услуг фиксируется среди жителей мегаполисов, Существенно реже бесплатной медицинской помощью пользуются жители сел — 40%, что объясняется меньшей ее доступностью.



Вызывает беспокойство тот факт, что около 60% опрощенных не удовлетворены качеством бесплатных медицинских услуг, чуть меньше 30% респондентов оценивают качество предоставляемой бесплатной медицинской помощи положительно.

Основные причины неудовлетворенности качеством бесплатной медицинской помощи: большие очереди на прием к врачу — 33%, низкий уровень профессиональных знаний врачей - 22%, недоброжелательность медицинского персонала — 21%, недоступность некоторых врачей-специалистов — 13%. В то же время, несмотря на достаточно критичное отношение к здравоохранению, около 60% опрошенных россиян считают, что медицинская помощь должна оказываться в основном бесплатно.

Достаточно критические оценки качества бесплатных медицинских услуг практически не отразились на поведенческих стратегиях россиян при обращении в медицинские учреждения. Подавляющее большинство опрошенных (87%) указали, что намерены обратиться в случае своего заболевания в поликлинику по полису обязательного медицинского страхования. Доля респондентов, которые предпочитают лечение в поликлинике на платной основе, составляет 13%.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о достаточно высоком уровне востребованности среди различных социальных групп и слоев населения бесплатных медицинских услуг.

Для дальнейшего совершенствования механизмов обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью необходимо принятие Федерального закона «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», в котором были бы определены порядок формирования и утверждения Программы, видов медицинской помощи, перечня услуг и лекарственных средств, стандартов медицинской помощи, источники и размеры отчислений на финансовое обеспечение Программы, мониторинг оценки эффективности и ответственность руководителей органов государственной власти за ее исполнение.

О.П. Щепин, В.А. Медик
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний