Состояние и пути улучшения здоровья детского населения

08 Декабря в 14:15 4915 0


Последние десятилетия в стране сохраняются негативные тенденции, связанные с состоянием здоровья детей, что характеризуется ростом заболеваемости, инвалидности, а также ухудшением показателей физического развития детей всех возрастных групп.

В период 1992—2008 гг. в Российской Федерации показатель первичной заболеваемости детского населения имел стойкую тенденцию к увеличению и в 2008 г. составил 1838,9 на 1000 детского населения. В структуре первичной заболеваемости детского населения (рис. 2.21) первое место занимают болезни органов дыхания (59,4%), второе — гравмы и отравления (5,8%), третье — болезни кожи и подкожной клетчатки (5,2%), четвертое — инфекционные и паразитарные болезни (5,1%), пятое — болезни системы пищеварения (4,8%). Следует отметить, что почти 2/3 всех заболеваний у детей составляют болезни органов дыхания.

Структура первичной заболеваемости детского населения Российской Федерации (2008)
Рис. 2.21. Структура первичной заболеваемости детского населения Российской Федерации (2008)

Показатель общей заболеваемости детского населения за период 1992—2008 гг. также сохранял тенденцию к росту и составил в 2008 г. 2336,4 на 1000 детского населения. Выше, чем в среднем по Российской Федерации, показатель общей заболеваемости детей (на 1000 детского населения) в Приволжском (2568,4), Уральском (2400,7), Дальневосточном (2497,4), Центральном (2461,0), Северо-Западном (2765,0) федеральных округах. Ниже среднероссийского показателя общая заболеваемость детей в Сибирском (2133,7) и Южном (1807,2) федеральных округах.

В структуре общей заболеваемости детского населения на первом месте находятся болезни органов дыхания (50,1%), на втором — болезни органов пищеварения (6,5%), на третьем — болезни кожи и подкожной клетчатки (5,0%), на четвертом — болезни глаза и его придаточного аппарата (5,0%), на пятом — травмы и отравления (4,7%).

За этот период увеличилась распространенность болезней крови и кроветворных органов, анемий, болезней органов дыхания, мочеполовой системы, нервной системы, врожденных аномалий. Сохраняются высокие уровни алиментарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей, сахарный диабет).

Серьезные нарушения, связанные с состоянием здоровья, установлены у наиболее уязвимой группы населения — детей первого года жизни. Так, железодефицитные анемии выявлены среди 30—50% обследованных, пищевая аллергия — 20—30%, гипотрофия и рахит — 5-10%.

По данным последней Всероссийской диспансеризации детей (2002 г.), по сравнению с предыдущей вдвое увеличилась доля детей, имеющих хроническую патологию, а также детей-инвалидов, низким остается доля детей с I и II группой здоровья.

По результатам многолетних исследований, проводимых профессором И.М. Воронцовым с помощью автоматизированных систем массовых профилактических осмотров (АСПОН-Д), в отдельных субъектах РФ доля здоровых детей составляет всего лишь 2—10%.

Негативные тенденции, связанные с состоянием здоровья детей, в определенной степени обусловлены ухудшением организации диспансеризации детей в возрасте до 14 лет. Например, по таким заболеваниям, как анемия, охват динамическим наблюдением составляет 45%, сахарный диабет — 88%, миопия — 49%, атопический дерматит — 36%, врожденные аномалии системы кровообращения — 70%, в то время как этот показатель должен приближаться к 100%.

Несколько лучше складывается эпидемиологическая ситуация по инфекционным заболеваниям, В РФ в последние годы достигнуты определенные результаты в снижении инфекционной заболеваемости среди детей по всем нозологическим формам за счет применения средств специфической профилактики (вакцинации). В 2008 г. число больных дифтерией сократилось по сравнению с 2002 г. в 3 раза, эпидемическим паротитом ~ в 4 раза, краснухой — в 3 раза, острым гепатитом В — в 5 раз, гриппом — в 3 раза. Это достигнуто в первую очередь за счет высокого уровня охвата детей профилактическими прививками (96—98%).

В то же время сохраняется напряженная эпидемиологическая ситуация по коклюшу, кори, туберкулезу. Регистрируются спорадические случаи заболеваемости вакциноассоциированным полиомиелитом.

Дальнейшее улучшение эпидемиологической ситуации связано в первую очередь с реализацией приоритетного национального проекта и сфере здравоохранения, включающего дополнительную иммунизацию детей против вирусного гепатита В, краснухи, полиомиелита и гриппа; профилактику ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С; диагностику и лечение ВИЧ-инфекции.

Снижение инфекционной заболеваемости среди детей является существенным резервом сокращения детской смертности и увеличения продолжительности предстоящей жизни. По данным эпидемиологов США, достижения в борьбе с инфекционными заболеваниями и XX в. позволили увеличить продолжительность жизни населения почти на 25 лет.
Особую тревогу вызывает здоровье девочек-подростков — будущих матерей.

По опенкам известного ученого академика РАМН В.И. Кулакова, за период 1997-2006 гг. доля абсолютно здоровых девочек уменьшилась с 29 до 6%, около 60% детей страдают хроническими заболеваниями. За последние пять лет гинекологическая заболеваемость среди девочек выросла в 1,5 раза, что обусловлено ранним началом половой жизни, родами, абортами, инфекциями, передающимися половым путем. В числе обследованных девочек 55% имеют нарушения менструального цикла.

Значительное ухудшение состояния здоровья девочек-подростков происходит на фоне нарушений репродуктивного здоровья, связанных в первую очередь с более быстрым в последние десятилетия половым созреванием, снижением возраста менархе, ранним сексуальным дебютом и его последствиями; ранней незапланированной беременностью, нежеланными родами, абортами, инфекциями, передающимися половым путем. К 15-летнему возрасту сексуальный дебют имеют 6% девушек и 20% юношей; к 17 годам, независимо от половой принадлежности, практически каждый второй подросток имеет сексуальные партнерские отношения; к 19-летнему возрасту (окончанию подросткового периода) — более 80% подростков оказываются сексуально активными.

Экономическая и психологическая зависимость от родителей или сексуального партнера приводит к тому, что основным исходом ранней сексуальной активности становится аборт, а не роды: на каждые роды у подростков приходится 5 абортов.

Низкий уровень культуры в вопросах гигиены секса оказывается основной причиной роста частоты инфекций, передаваемых преимущественно половым путем. По данным ВОЗ, ежегодно в мире каждый двадцатый подросток заражается ИПППП. В 2008 г. в России зафиксировано около 6,5 тыс. случаев ИПППП, в их числе — у 12% девочек-подростков.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования службы охраны репродуктивного здоровья детей и подростков, разработки доступных и эффективных технологий оказания специализированной медико-социальной помощи девочкам-подросткам. В первую очередь это касается дальнейшего развития сети молодежных центров, планирования семьи и репродукции, охраны репродуктивного здоровья подростков, психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, кризисных центров и служб доверия и т.д.

В 2008 г. в учреждениях здравоохранения было зарегистрировано 738 018 детей в возрасте до 14 лет и 273 458 подростков 15—17 лет, страдающих психическими расстройствами. Темпы роста показателей первичной заболеваемости и болезненности психическими расстройствами в детско-подростковой популяции на протяжении последних 10 лет превышают практически в 2 раза аналогичные показатели у взрослых. С одной стороны, рост этих показателей можно рассматривать как ухудшение психического здоровья детей, с другой — как повышение доступности специализированной психиатрической помощи детям.

В структуре психических заболеваний поведенческие синдромы и непсихотические расстройства составляют 46% у детей и 22% у подростков, что обусловлено в большинстве случаев перенесенной перинатальной патологией — внутриутробной гипоксией и асфиксией при родах, респираторными расстройствами новорожденных и врожденными пороками развития. Эти болезни раннего детского возраста в последующем квалифицируются как нервно-психические и поведенческие нарушения и требуют медицинской и социально-психологической коррекции.

Однако в большом числе случаев поведенческие расстройства в детско-подростковом возрасте родителями и педагогами неверно трактуются как проявления дефектов воспитания и педагогической запущенности у «трудных» детей и подростков, что не вызывает должной настороженности и необходимости обследования и лечения.

Наиболее высокие показатели заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения отмечаются в категориях социально неблагополучных детей: беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, детей, находящихся в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах.

С учетом исключительной социальной значимости проблемы улучшения психического здоровья детей и подростков, оказание психиатрической помощи детскому населению, по мнению известного организатора здравоохранения и ученого академика РАМН Г.Б. Дмитриевой, должно совершенствоваться по следующим основным направлениям:
• межведомственное взаимодействие органов здравоохранения, образования, социальной защиты по проблемам детского и подросткового суицида, вопросам организации суицидологической помощи, предупреждению детской инвалидности;
• взаимодействие органов здравоохранения с судебно-следственными органами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних;

• внедрение современных психологических, психотерапевтических, реабилитационных методов работы с детьми и подростками, имеющими психические и поведенческие расстройства;
• внедрение дневных стационаров для детей и подростков как эффективной формы психиатрической помощи детскому населению;
• участие детских психиатров в деятельности медико-психолого-педагогических комиссий для решения социальных, учебно-коррекционных и лечебно-реабилитационных вопросов;

• включение должностей детских психиатров в штатное расписание центров социальной помощи семье и детям для оказания консультативно-диагностической и лечебно-коррекционной помощи несовершеннолетним, потерпевшим от насилия и жестокого обращения;
• развитие микропсихиатрии как эффективной формы укрепления детской психиатрической службы.

Сохраняется отрицательная динамика показателей, характеризующих социально-обусловленные заболевания подростков: алкоголизм, токсикомания, наркомания, сифилис, распространение ВИЧ-инфекции.

Отмечается ухудшение показателей физического развития, нарастание процессов децелерации. При изучении основных показателей физического развития подростков установлены достоверное снижение темпов роста, диссоциация между продольными и поперечными размерами тела, приводящая к грацилизации телосложения. Масса тела современных подростков значительно ниже, чем их сверстников в предыдущие годы (рис. 2.22).

Динамика показателя дефицита массы тела у подростков 15-17 лет
Рис. 2.22. Динамика показателя дефицита массы тела у подростков 15-17 лет

Известно, что состояние здоровья ребенка во многом зависит от образа жизни родителей. К сожалению, последние годы характеризуются значительным ростом распространенности среди детей стереотипов поведения взрослых, сопряженных с риском для здоровья: почти 18% детей курят в возрасте 10—11 лет и более 60% — в возрасте 15-17 лет, употребляют различные алкогольные напитки около 40% детей в возрасте 10-11 лет и более 70% — в 15-17 лет (рис. 2.23).

Распространенность курения и употребления алкоголя среди школьников
Рис. 2.23. Распространенность курения и употребления алкоголя среди школьников

Среди девушек частота зависимости от алкоголя выше, чем среди юношей. Средний возраст приобщения к курению составляет 10 лет, к употреблению алкоголя — 11 лет.



Курение может стать причиной бесплодия у женщин. Уровень плодовитости у курящих женщин на 30% меньше, чем у некурящих. Среди курильщиц наблюдается большая распространенность вторичной аменореи и маточных кровотечений. Проведенное в Швеции обследование около 1,5 млн женщин, куривших в период беременности, позволило обнаружить повышение частоты патологии течения беременности на 36% и множественных пороков развития плода и новорожденного на 15% по сравнению с некурящими. У матерей, куривших во время беременности более 10 сигарет в день, вероятность употребления наркотиков дочерями возрастала в 5 раз, а риск проблемного поведения сыновей — в 4 раза.

Профилактика рисковых для здоровья поведенческих стратегий детей и подростков — важнейший резерв снижения заболеваемости и улучшения их социальной адаптации.

Уровень детской инвалидности выступает показателем как состояния здоровья детей, так и социального благополучия общества. В 2008 г. в стране было зарегистрировано 506,6 тыс. детей-инвалидов или 191,8 случая инвалидности на 10 тыс. детского населения. Причины столь высокого уровня инвалидности у детей связаны с общим уровнем социально-экономического развития страны, недостаточным качеством оказания населению медико-генетической помощи, неэффективной дородовой диагностикой, недостаточным внедрением современных эффективных технологий выхаживания и реабилитации новорожденных, а также с недостаточной материально-технической базой педиатрических учреждений и слабым развитием сети учреждений для восстановительного лечения детей.

Среди заболеваний, обусловивших детскую инвалидность, на первом месте находятся психические расстройства и расстройства поведения (24,4%), на втором — болезни нервной системы (21,7%), на третьем — врожденные аномалии (19,1%) (рис. 2.24). На долю этих трех классов заболеваний приходится более 60% причин инвалидности детей.

Структура причин первичной инвалидности детского населения Российской Федерации (2007)
Рис. 2.24. Структура причин первичной инвалидности детского населения Российской Федерации (2007)

В структуре врожденных аномалий развития, приводящих к детской инвалидности, по-прежнему ведущее место занимают аномалии сердечно-сосудистой, центральной нервной системы, возрастает значимость хромосомных аномалий. Это свидетельствует о недостаточном уровне пренатальной диагностики врожденных пороков развития, прежде всего совместимых с жизнью, и их коррекции.

Необходимо повышение эффективности реализации профилактических программ по детской инвалидности за счет расширения спектра массовых (скрининговых) обследований детей на врожденную и наследственную патологию. Важнейшей задачей остаются оснащение федеральных и региональных медико-генетических центров и консультаций современным оборудованием для пренатальной диагностики, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работа с семьями высокого риска по своевременному принятию решений для предупреждения рождения ребенка-инвалида.

Главными нарушениями, связанными с состоянием здоровья детей-инвалидов, являются висцеральные, метаболические нарушения и расстройства питания, которые составляют около 25% всех нарушений. Они представляют собой тяжелые последствия таких патологических состояний, как заболевания кардиореспираторной, мочеполовой, пищеварительной систем, заболеваний крови и иммунной системы, ряда врожденных аномалий развития. Именно поэтому одной из важнейших задач органов управления и учреждений здравоохранения должны быть профилактика детской инвалидности и медико-социальная реабилитация детей с хроническими и инфекционными заболеваниями.

Государственная политика Российской Федерации в отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией РФ.

Действенным механизмом реализации государственной политики и решении проблем детей-инвалидов в Российской Федерации стала подпрограмма «Дети-инвалиды» федеральной целевой программы "Дети России".

Принятие в последние годы новых государственных обязательств позволило усилить адресность социальной поддержки детей-инвалидов в части обеспечения их необходимыми техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами, путевками на санаторно-курортное лечение, проездом к месту лечения и обратно с сопровождающими лицами. Большая роль в реализации этих обязательств отводится государственному Фонду социального страхования РФ.

Потенциал здоровья взрослого человека в значительной степени формируется в школьном периоде, который совпадает с интенсивным физическим, психическим, половым развитием ребенка, что, безусловно, накладывает серьезный отпечаток на его здоровье.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ (2008) дал резкую оценку состоянию здоровья школьников: «Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только и их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги».

По результатам проводимых гигиенических исследований установлено, что реализация большинства учебных программ сопровождается увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности школьников,
Нехватку времени на подготовку к урокам школьники компенсируют за счет сокращения сна и уменьшения двигательной активности, что негативно сказывается на состоянии их здоровья.

Повышенные учебные нагрузки уже в детском возрасте формируют патологию сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, приводят к нарушениям осанки, снижению зрения.

Положение усугубляется и тем, что от 25 до 40% учащихся школ и профтехучилищ подрабатывают в каникулярное время или совмещают работу с учебой. При этом многие из них заняты на запрещенных для подростков видах работ (мойка и заправка автотранспорта, погрузочно-разгрузочные и другие виды работ).

Результаты многолетнего мониторинга, проводимого в Научном центре здоровья детей РАМН, свидетельствуют о том, что наиболее значительный рост болезней и проблем, связанных со здоровьем, среди детей происходит в школьном возрасте, За период школьного обучения распространенность функциональных нарушений увеличивается в 1,8 раза, хронических болезней — в 2 раза. Отмечается преимущественный рост хронической патологии, доля которой в структуре общей заболеваемости школьников составляет более 30%. За последние 10 лет изменилась и структура заболеваемости. Среди учащихся младших классов вырос удельный вес невротических и вегетативных расстройств, патологии костно-мышечной системы и органов пищеварения, аллергических болезней. Ухудшилось физическое развитие учащихся начальной школы.

Среди учащихся старших классов ведущее место в структуре болезней занимают заболевания органов пищеварения, удельный вес которых за последние 10 лет увеличился в 2 раза, в 4,5 раза увеличилась доля болезней нервной системы, значительно возросла частота патологии опорно-двигательного аппарата.

Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации оказывают стрессорное воздействие на развивающийся детский организм. Это способствует формированию невротических и соматоформных расстройств, обусловленных стрессом. Степень утомления учащихся, уровень их певротизации и в конечном итоге состояние здоровья детей зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но также и от методов и технологий обучения.

Важный фактор риска развития отклонений состояния здоровья — нерациональное питание школьников.

Проводимые ежегодные эпидемиологические исследования выявляют значительные нарушения, связанные как с несоответствием между калорийностью потребляемой пищи и фактическими энерготратами, гак и с разбалансировкой рациона по основным пищевым веществам. Вследствие этого около 10% детей имеют сниженные антропометрические характеристики, около 7% страдают ожирением.

В настоящее время охват учащихся горячим питанием составляет в среднем по стране только 63%. Школьные меню разрабатываются с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологических потребностей детей в биологически ценных компонентах питания. Крайне недостаточно осуществляется обеспечение школьников продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами. С учетом сложившейся ситуации НИИ питания РАМН принимаются меры по разработке отечественных образцов высококачественных продуктов питания для школьников.

В частности, большое внимание уделяется проблемам, связанным с потреблением детьми хлеба и хлебобулочных изделий. Традиционно хлеб занимает особое место в детском питании, им покрывается более 30% энергетической потребности. Однако в изделиях массового потребления зачастую не хватает витаминов и микронутриентов. В целях ликвидации дефицита этих элементов внедряются технологии обогащения хлебобулочных и кондитерских изделий витаминами В1, В2, В6, РР и микроэлементами.

Низкий уровень состояния здоровья детей, особенно формирующийся к окончанию школы, определяет значительные негативные медико-социальные последствия — снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и военного потенциала государства.

Важнейшие направления улучшения здоровья детей в период обучения в школе:
• разработка новых возрастных нормативов развития детей и подростков, критериев оценки адаптационных возможностей детей к учебным нагрузкам и к воздействию факторов среды;
• разработка новых технологий сохранения здоровья, основанных на прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма и воздействии на факторы риска;
• разработка медико-педагогических критериев, нормативов и показателей адекватности учебных нагрузок, программ и технологий функциональным возможностям детей.

Для этого необходима разработка комплексных программ сохранения и улучшения здоровья детей в образовательных учреждениях, основные задачи которых:
• организация эффективной медицинской помощи;
• обеспечение детей и подростков здоровым питанием;
• развитие физической культуры и спорта;
• формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни детей, подростков и молодежи;
• профилактика детского травматизма; сохранение и улучшение репродуктивного здоровья;
• внедрение в общеобразовательных учреждениях учебных профилактических программ с целью формирования у детей и подростков навыков здорового образа жизни, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

• создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с широким использованием федеральных и региональных средств массовой информации в целях снижения распространения негативных стереотипов среди подростков (табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ) и профилактики заболеваний;

• расширение научных исследований по разработке критериев оценки адаптационных возможностей детей и подростков к воздействию факторов окружающей и производственной среды, учебной нагрузки и разработке мероприятий по снижению вредного воздействия на их здоровье.

Все эти задачи должны решаться во взаимодействии руководителей медицинских и образовательных учреждений, служб Роспотребнадзора, органов внутренних дел, других заинтересованных ведомств.

Основными направлениями деятельности органов управления и учреждений здравоохранения по совершенствованию медицинской помощи детям являются:
• совершенствование нормативной правовой базы здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
• реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» и федеральной целевой программы «Дети России»;
• разработка и реализация региональных программ по профилактике и снижению детской заболеваемости, инвалидности, смертности;
• реализация приоритетного национального проекта «Образование» в части организации питания и медицинского обеспечения учащихся.

О.П. Щепин, В.А. Медик
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний