Состояние и перспективы развития стоматологической помощи. Стоматологическая поликлиника

10 Декабря в 17:18 2094 0


Основной объем стоматологической помощи населению оказывают стоматологические поликлиники, которые представляют собой ЛПУ, деятельность которых направлена на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение больных с заболеваниями полости рта, слюнных желез и челюстей.

Наиболее эффективной считается оказание стоматологической помощи населению по участковому принципу. Режим работы поликлиники устанавливается органом здравоохранения по подчиненности с учетом потребности населения и конкретных условий.

Основные задачи стоматологической поликлиники:
• оказание своевременной терапевтической, хирургической, ортопедической и других видов стоматологической помощи лицам, обратившимся в поликлинику;
• оказание неотложной стоматологической помощи больным при острых заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей;
• проведение медицинских осмотров в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, на предприятиях с осуществлением санации полости рта всем нуждающимся;
• диспансерное наблюдение за больными с активно протекающим кариесом зубов, с заболеваниями пародонта и слизистой оболочки полости рта, хроническим остеомиелитом челюстей, злокачественными новообразованиями лица и полости рта, аномалиями развития и деформации челюстей и другими заболеваниями;
• экспертиза временной нетрудоспособности больных, направление на МСЭ лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;
• внедрение в практическую деятельность современных методов диагностики, лечения, новой медицинской техники, лекарственных средств;
• разработка территориальных целевых программ по профилактике, своевременной диагностике и лечению заболеваний полости рта, слюнных желез и челюстно-лицевой области;
• проведение санитарно-просветительной работы по профилактике заболеваний полости рта, слюнных желез и челюстей среди взрослого и детского населения.

Руководство стоматологической поликлиникой осуществляет главный врач, который назначается и освобождается от должности руководителем соответствующего органа управления здравоохранением. Главный врач руководит деятельностью стоматологической поликлиники на основе принципа единоначалия и несет ответственность за организацию, уровень и качество стоматологической помощи прикрепленному населению.

Одна из основных задач главного врача — разработка и организация выполнения комплексного плана работы поликлиники, укомплектование ее штатами в соответствии с действующими нормативами, оснащение медицинской техникой, оборудованием, инструментарием. Главный врач организует проведение статистического анализа медицинской и экономической деятельности поликлиники, систематическое изучение стоматологической заболеваемости, оценку эффективности проводимых профилактических мероприятий, внедрение новых медицинских технологий. Главный врач несет ответственность за своевременность и достоверность статистического учета и отчетности поликлиники, результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Примерная организационная структура стоматологической поликлиники для взрослых представлена на рис. 13.1.
Регистратура играет большую роль в правильной организации приема, регулировании потока пациентов, что осуществляется посредством выдачи талонов или предварительной записи на прием. Первичные талоны выдаются на прием к врачу стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, стоматологу-ортопеду или к специалисту узкого профиля (пародонтологу, ортодонту, гигиенисту).



Примерная организационная структура стоматологической поликлиники для взрослых
Рис. 13.1. Примерная организационная структура стоматологической поликлиники для взрослых

Кроме регулирования потока пациентов, регистратура выполняет ряд других функций: оформление и хранение «Медицинской карты стоматологического больного» (ф. 043/у), их подбор, доставку в кабинеты и раскладку после приема, оформление листков нетрудоспособности, дает необходимую справочную информацию посетителям, проводит финансовые расчеты с пациентами по оплате стоматологических услуг.

В организации приема больных в стоматологической поликлинике большая роль принадлежит дежурному стоматологу, который осматривает пациента, определяет вид и объем необходимой стоматологической помощи, направляет к другим специалистам. Дежурный стоматолог в экстренных случаях оказывает больным неотложную стоматологическую помощь.

Повторные посещения больными поликлиники назначаются лечащим врачом. При правильной организации работы поликлиники больной наблюдается одним врачом, который составляет план лечения и при необходимости направляет пациента на консультацию и лечение к другим специалистам.

В поликлинике для соблюдения прав пациентов вводится система гарантийного обслуживания (по договору возмездного оказания услуг с гарантийными обязательствами): при первичном обращении больному выдается «гарантийный талон», в котором указывается план лечения, стоимость работы, график посещений, и который дает больному право в случае обнаружения дефектов обратиться к врачу в любое время вне очереди в течение года после окончания лечения.

Важный раздел работы стоматологической поликлиники — профилактическая деятельность. С целью активной профилактики кариеса зубов и других распространенных стоматологических заболеваний поликлиники проводят медицинские осмотры и плановую санацию полости рта детям в школьных и дошкольных образовательных учреждениях, студентам, рабочим, связанным с профессиональными вредностями, призывникам, беременным и другим контингентам населения.

Стоматологические организации обеспечиваются медицинскими кадрами в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР № 950 от 01.10.1976 «О штатных нормативах медицинского персонала стоматологических поликлиник» (в ред. Мипздравсоцразвития РФ от 13.06.2006 № 481). Однако следует подчеркнуть, что этот приказы и другие, касающиеся штатных нормативов, в настоящее время носят рекомендательный характер. Руководители стоматологических организаций самостоятельно утверждают штатные расписания, исходя из реальных потребностей населения в специалистах того или иного профиля и имеющегося фонда оплаты труда.

О.П. Щепин, В.А. Медик
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний