Система обеспечения качества медицинской помощи

13 Декабря в 9:56 2854 0


Управление качеством медицинской помощи включает в себя организацию и контроль над деятельностью системы здравоохранения в реализации потребностей населения в получении качественной медицинской помощи. В современных условиях система управления качеством медицинской помоши представляет собой совокупность управленческих структур и алгоритмов действий, направленных на обеспечение пациентов качественной медицинской помощью.

Эта система основывается на следующих принципах:
• использование достижений доказательной медицины;
• проведение экспертизы качества медицинской помощи на основе медицинских стандартов (протоколов);
• единство подходов в проведении ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;
• использование административных, экономических и правовых методов для управления качеством медицинской помощи;
• анализ экономической эффективности затрат по достижению оптимального уровня качества медицинской помощи;
• проведение социологического мониторинга качества медицинской помощи.

Управление качеством медицинской помощи состоит из четырех основных видов деятельности: дизайн качества, обеспечение качества, контроль качества, непрерывное повышение качества.

Дизайн качества — это деятельность по разработке системы обеспечения населения качественной медицинской помощью. Дизайн качества включает: определение целевой группы потребителей медицинских услуг; изучение запросов потребителей; определение результата, отвечающего запросам потребителей; разработку механизма, необходимого для достижения ожидаемого результата.

Обеспечение качества — это виды деятельности, планируемые и реализуемые в рамках системы управления качеством. Для совершенствования деятельности по обеспечению качества медицинской помощи необходимы: разработка соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы по регулированию механизмов обеспечения качества медицинской помощи; приведение в соответствие с нормативно-правовой базой существующей структуры и ресурсов (кадровых, финансовых, материальных и информационных); создание соответствующих технологических стандартов и стандартов на результаты, эффективный контроль выполнения медицинских технологий и др.

Контроль качества — это система мер оперативного характера, позволяющих оценивать выполнение основных компонентов качества медицинской помощи. Контроль (определение уровня) качества медицинской помощи строится на сопоставлении достигнутых результатов с существующими стандартами (протоколами) ведения больных. Одним из механизмов контроля качества медицинской помощи, определения соответствия ее принятым стандартам служит экспертиза.

Система контроля качества медицинской помощи состоит из трех элементов:
• участников контроля;
• средств контроля;
• механизмов контроля.

Действующие нормативно-правовые документы в зависимости от участников контроля предусматривают два вида контроля: ведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи. Ведомственный контроль осуществляют медицинские учреждения и органы управления здравоохранением, вневедомственный — страховые медицинские организации, ТФОМС, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, общественные объединения потребителей и др.

Соответственно составу участников контролирующих органов контроль качества медицинской помощи осуществляется по следующим направлениям:
• контроль со стороны производителей медицинских услуг;
• контроль со стороны потребителей медицинских услуг;

• контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг.
В настоящее время используются различные методы и средства контроля качества медицинской помощи. К ним относятся медицинские стандарты, показатели деятельности организации здравоохранения (модели конечных результатов), экспертная оценка качества и др.

Механизм контроля качества медицинской помощи достаточно сложен и включает в себя набор следующих основных процедур:
• лицензирование медицинской, фармацевтической и иных видов деятельности, осуществляемых в сфере охраны здоровья населения;
• аккредитацию медицинских учреждений;
• аттестацию медицинских работников;
• сертификацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники;
• лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных медицинских учреждений и др.

Организация и порядок проведения ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи регламентируются приказами МЗиСР РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Управление качеством медицинской помощи подразумевает непрерывное повышение его уровня. Для этого руководители органов и учреждений здравоохранения должны постоянно разрабатывать и проводить комплекс мероприятий, направленный на повышение эффективности и результативности своей деятельности, совершенствование показателей работы организаций здравоохранения в целом, отдельных подразделений и сотрудников. При этом в процессе повышения качества медицинской помощи четко просматриваются две взаимосвязанные и взаимообусловливающие составляющие: первая — постоянное повышение самого уровня стандартов (протоколов) ведения больных и вторая — непрерывный процесс достижения этих стандартов.



Экспертиза временной нетрудоспособности производится в государственных, муниципальных и частных организациях здравоохранения. Различают следующие пять уровней проведения экспертизы временной нетрудоспособности:
• первый — лечащий врач;
• второй — врачебная комиссия организации здравоохранения;
• третий — врачебная комиссия органа управления здравоохранением муниципального района (городского округа);
• четвертый — врачебная комиссия органа управления здравоохранением субъекта РФ;
• пятый — главный специалист по экспертизе временной нетрудоспособности МЗиСР РФ.

Контроль за проведением экспертизы временной нетрудоспособности в государственных, муниципальных и частных организациях здравоохранения, а также частнопрактикующими врачами осуществляется органом управления здравоохранением соответствующего уровня, профессиональной медицинской ассоциацией, территориальным отделением Фонда социального страхования РФ. В осуществлении контроля могут участвовать исполнительные органы государственной власти по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, ТФОМС, СМО,

Важная роль в организации и проведении экспертизы временной нетрудоспособности отводится врачебной комиссии (ВК) медицинской организации. Врачебная комиссия создается в медицинской организации, независимо от ее организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, с целью осуществления контроля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, а также определения трудоспособности граждан и их профессиональной пригодности.

Председателем ВК, как правило, является руководитель медицинской организации или один из его заместителей. Члены ВК — врачи-специалисты, в том числе врач клинический фармаколог.

Врачебная комиссия осуществляет следующие функции:
• выдачу листков нетрудоспособности сроком более чем на 30 дней;
• экспертизу временной нетрудоспособности с целью определения необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу;
• принятие решения о направлении гражданина в установленном порядке на МСЭ, в том числе при наличии у него признаков инвалидности;

• выдачу заключения пациентам о праве получения ими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета;
• выдачу медицинского заключения о характере и степени тяжести повреждения здоровья лиц вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• принятие решений о выписке лекарственных средств пациентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и осуществляет проверку обоснованности выписки лекарственных средств этой категории граждан;

• осуществление, совместно с лечащим врачом, медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение пациентов, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также в сложных и конфликтных ситуациях;
• осуществление направления больных из числа работающих застрахованных граждан на долечивание в специализированные санатории (отделения) непосредственно после стационарного лечения;
• выдачу заключений о нуждаемости ребенка в обучении на дому по медицинским показаниям, а также о возможности предоставления студентам академического отпуска.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности отражает заболеваемость работающего населения, поэтому она, кроме медико-социального, имеет и большое экономическое значение.

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, служит листок нетрудоспособности, который выдается при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.

О.П. Щепин, В.А. Медик
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний