Порядок разработки территориальной программы государственных гарантий

09 Декабря в 13:35 1297 0


В соответствии с Программой органами государственной власти субъектов РФ разрабатываются соответствующие территориальные программы государственных гарантий. В них могут устанавливаться дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Подушевые нормативы финансирования территориальных программ формируются, исходя из вышеперечисленных нормативов объемов медицинской помоши и финансовых затрат, с учетом соответствующих региональных коэффициентов.

Территориальная программа государственных гарантий включает:
• территориальную программу ОМС;
• перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС;
• перечни организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС, и медицинских учреждений, финансируемых из бюджетов;
• объемы медицинской помощи, установленные для медицинских учреждений субъекта РФ, муниципальных образований, ведомственных и частных медицинских организациях, работающих в системе ОМС, и финансовые средства на выполнение этих объемов;

• перечень жизненно необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи;
• перечень медицинских учреждений субъекта РФ, оказывающих специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета субъекта РФ;
• условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению субъекта РФ;
• информацию о численности населения (по группам и категориям заболеваний), при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой.

Основные задачи территориальных программ:
• консолидация различных источников финансирования для обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью;
• обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
• повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.

Для разработки территориальных программ используется алгоритм, представленный на рис. 7.3, согласно которому при их формировании федеральные нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов РФ.

Организационный алгоритм разработки территориальной программы государственных гарантий


Рис. 7.3. Организационный алгоритм разработки территориальной программы государственных гарантий

Муниципальные задания утверждаются одновременно с бюджетами муниципальных районов и городских округов и являются составной частью территориальной программы государственных гарантий.

Важный раздел территориальных программ в РФ — план мероприятий по устранению или сокращению дефицита финансовых средств. Он включает в себя комплекс мер по повышению эффективности использования ресурсов. В частности, он предусматривает организацию двухсменного обследования и лечения, включая выходные и праздничные дни; исключение дублирования в стационарах больниц результатов амбулаторно-поликлинического обследования; расширение практики ранней выписки пациентов из стационара на амбулаторно-поликлиническое лечение.

Кроме того, перспективным направлением повышения эффективности использования ресурсов является развитие стационарзамещающих организационных технологий (дневные стационары в амбулаторно-иоликлинических, больничных учреждениях, стационары на дому), внедрение современных технологий диагностики и лечения и др.

Реализация территориальных программ, безусловно, сыграла положительную роль в реструктуризации (оптимизации) медицинской помощи населению. За период 2006-2008 гг. отмечаются позитивные тенденции сокращения объемов стационарной медицинской помощи в расчете на 1 жителя (с 3,002 до 2,878 койко-дня) и роста объемов медицинской помощи, предоставляемой населению в дневных стационарах (с 0,456 до 0,496 пациенто-дня соответственно).

В то же время сохраняется рост объемов скорой медицинской помощи, фактическое выполнение которых в 2008 г. составило 0,343 при установленном в Российской Федерации нормативе 0,318 вызова на 1 жителя. Последнее, на фоне незначительного увеличения объемов амбулаторно-поликлинической помощи, свидетельствует о недостаточно эффективном использовании финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение.

Таким образом, использование нормативно-подушевого принципа планирования и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам РФ в рамках территориальных программ, позволяет улучшить управление объемами медицинской помощи и их сбалансированность по видам.

По результатам комплексной экспертной оценки, проведенной МЗиСР в 2008 г., к субъектам РФ с высоким уровнем реализации территориальных программ отнесены Белгородская, Липецкая, Московская, Самарская, Свердловская области, Республики Татарстан и Чувашия, Ханты-Мансийский автономный округ. Пермский край. К территориям с низким уровнем реализации территориальных программ госгарантий отнесены Курская, Архангельская, Калининградская, Кировская, Курганская, Камчатская области и др.

О.П. Щепин, В.А. Медик
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний