Перспективы развития стоматологической службы в условиях рыночной экономики

10 Декабря в 18:20 1606 0


Принятие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, формирование рынка товаров и медицинских услуг в здравоохранении, развитие обязательного и добровольного медицинского страхования, децентрализация управления на федеральном и региональном уровнях — все это способствует развитию частных стоматологических организаций.

Сегодня частный сектор стоматологической помощи представлен как различными по своей организационно-правовой форме коммерческими структурами, так и отдельными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность по оказанию стоматологических услуг индивидуально (без образования юридического лица).

Основную часть частных стоматологических организаций составляют небольшие амбулатории (в среднем на 2-3 кресла) и отдельные кабинеты. Реже встречаются более крупные клиники и даже целые сети клиник, которые можно встретить практически только в больших городах.

В условиях формирующегося рынка медицинских услуг у населения появилась реальная возможность выбора стоматологической организации и врача стоматолога. В этих условиях идет конкуренция между стоматологическими организациями различных форм собственности за привлечение пациента, что в известной мере способствует повышению качества стоматологических услуг.

Процессы реформирования стоматологической службы происходят на фоне развивающейся конкуренции между стоматологическими организациями. Особенно это заметно в крупных городах, где для формирования конкурентной среды есть все условия, причем в этом процессе все более явно прослеживаются следующие тенденции: во-первых, конкуренция между государственными (муниципальными) и частными стоматологическими организациями; во-вторых, между частными клиниками и частнопрактикующими врачами; в-третьих, между различными государственными и муниципальными стоматологическими учреждениями.

По мнению известного отечественного организатора стоматологической службы академика РАМН В.К. Леонтьева, в перспективе государственный сектор в общем объеме стоматологических услуг может составить 50-60%, частный — 25-40%, ведомственный — 5-10%. Хотя более вероятный прогноз — увеличение объема стоматологической помощи, оказываемой в частном секторе, и сокращение соответственно доли государственного сектора стоматологических услуг, причем этот процесс не должен затрагивать интересы населения, а касаться только перераспределения форм собственности в рамках действующего законодательства.

Стоматологические организации частных форм собственности, работая по программам обязательного и добровольного медицинского страхования, предоставляя более высокий уровень сервисного обслуживания и качества стоматологических услуг, в состоянии обеспечить доступной стоматологической помощью широкие слои населения.



При этом нельзя забывать о негативной стороне, которая высветилась при формировании рынка стоматологических услуг. Это, прежде всего, всемерное удорожание стоматологической помощи, расслоение потока пациентов по материальным возможностям и выбору технологий для лечения и как следствие этого уменьшение ее доступности для большинства граждан.

В таких условиях страдают социально незащищенные слои населения: дети, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие, учащиеся и другие, потому что выделяемых из бюджета и фонда ОМС средств крайне недостаточно для использования при лечении всего населения дорогостоящих современных технологий. Социальная незащищенность отдельных категорий граждан — это главный негативный фактор становления рыночных отношений в здравоохранении.

С учетом этого, на наш взгляд, приватизация государственных и муниципальных стоматологических учреждений возможна только при соблюдении определенных условий, в числе которых главное — создание эффективного механизма социальной зашиты детей, подростков, беременных, инвалидов, пенсионеров и других незащищенных слоев населения.

Один из действенных механизмов этого — участие стоматологических организаций (независимо от форм собственности) в реализации муниципальных заданий на оказание стоматологической помощи населению в рамках территориальных программ государственных гарантий.

Для дальнейшего развития стоматологической службы, повышения доступности и качества стоматологических услуг необходимо решение комплекса задач как на федеральном, так и на региональных уровнях. Прежде всего, это связано с повышением уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих в стоматологических организациях.

Одна из первостепенных задач здесь — подготовка врачей стоматологов-гигиенистов для работы в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, которые должны стать ведущими фигурами в школьной стоматологии, обеспечить ей профилактическую направленность. Необходимо приоритетное развитие в стоматологии таких направлений, как имплантология, пародонтология, эндодонтия, эстетическая стоматология и др.

С особой остротой стоит проблема организации отечественного производства современных стоматологических установок, акриловой пластмассы, фарфоровой массы, стоматологического инструментария.

О.П. Щепин, В.А. Медик
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний