Основы управления здравоохранением. Организация контроля в управлении здравоохранением

09 Декабря в 12:21 795 0


Процесс управления протекает в условиях постоянно меняющейся ситуации и характеризуется различной степенью неопределенности. При этом важно понимать, достигнуты ли в процессе управления поставленные цели и нуждаются ли в корректировке управленческие решения. На эти и другие вопросы дает ответ система контроля как одна из важнейших функций управления. Ни одну из функций управления (планирование, организацию, стандартизацию, мотивацию и др.) нельзя рассматривать в отрыве от контроля.

В процедуре контроля существует три четко различаемых этапа:
1) выработка стандартов и критериев;
2) сопоставление с ним реальных результатов;
3) принятие необходимых корректирующих действий.

В организациях здравоохранения контроль осуществляется в отношении материальных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов. Особое место занимает контроль качества оказываемой населению медицинской помощи, о чем подробно будет изложено ранее.

Материальные ресурсы. Контроль осуществляется путем сопоставления фактических расходов лекарственных средств, изделий медицинского назначения, мягкого инвентаря, продуктов лечебного питания и других, например, на 1 койко-день в стационаре, на 1 посещение амбулаторно-поликлинической организации, с установленными нормативами (стандартами).

Финансовые ресурсы. Контроль над использованием финансовых ресурсов осуществляется путем сопоставления фактических финансовых затрат, например, на 1 посещение амбулаторно-поликлинической организации, на 1 койко-день в стационаре, на 1 вызов скорой медицинской помощи, с установленными нормативами (стандартами).

Трудовые ресурсы. Контроль трудовых ресурсов осуществляется путем постоянного анализа профессиональных знаний и навыков, деловых качеств, необходимых для выполнения тех или иных должностных обязанностей. Для этого используются образовательные стандарты и квалификационные характеристики. Кроме, того, осуществляется контроль над выполнением нормативов нагрузки персонала, работающего в организациях здравоохранения.

Информационные ресурсы. Контроль информационных ресурсов в здравоохранении осуществляется, прежде всего, в направлении своевременности и полноты их использования в различных формах (бумажных, электронных и иных носителей информации о здоровье населения и деятельности организаций здравоохранения). Это осуществляется путем расчета и анализа статистических показателей эффективности использования информационных ресурсов, например коэффициента полноты использования учетных (отчетных) статистических форм, коэффициента своевременности использования информации и др.



Реализация процедуры контроля может оказать как позитивные, так и негативные психологические последствия на поведение персонала. В одних случаях система контроля может привести к укреплению трудовой дисциплины, повышению эффективности труда и как ожидаемый итог — к повышению качества медицинской помощи. В других случаях результатом контроля могут быть психологические срывы в поведении отдельных сотрудников и возникновение конфликтов в коллективе. Для предупреждения такой ситуации руководителям (менеджерам) организаций здравоохранения можно следовать рекомендациям, которые позволят избежать непреднамеренного негативного воздействия контроля на поведение сотрудников и таким образом повысить эффективность их труда;

• необходимо устанавливать высокие, но достижимые стандарты: согласно мотивационной теории ожидания, мотивировать людей можно на достижение только тех целей, которые они считают реальными. Таким образом, если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо высокий, он может разрушить мотивационные установки работника. Аналогично, если стандарт установлен на такой низком уровне, что достичь его не составляет большого труда, это обстоятельство может оказать демотивируюшее воздействие на сотрудников с высоким уровнем профессиональных возможностей;

• необходимо избегать чрезмерного контроля: руководитель не должен подвергать своих подчиненных излишнему контролю, в противном случае это будет отвлекать их внимание и в итоге приведет к обратным результатам — снижению эффективности и качества работы;

• необходимо вознаграждать за достижение результата: руководитель должен справедливо вознаграждать сотрудников за достижение результата, установленных стандартов. Согласно теории ожидания, существует четкая взаимосвязь между результативностью в работе и вознаграждением. Если работник не ощущает такой взаимосвязи или чувствует, что вознаграждение несправедливо, эффективность и качество его труда в дальнейшем могут упасть.

О.П. Щепин, В.А. Медик
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний