Нормативы объемов медицинской помощи, финансовых затрат и источники финансирования программы государственных гарантий

09 Декабря в 13:22 3614 0


Программа государственных гарантий служит примером текущего планирования в здравоохранении на федеральном уровне, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Для разработки и контроля над реализацией Программы используются следующие группы нормативов;
• нормативы объемов медицинской помощи;
• нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

Нормативы объемов медицинской помощи

К этим показателям относятся:
• норматив амбулаторно-поликлинической помощи в количестве посещений на одного человека в год (2008 г. — 9,198 посещений);
• норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов в количестве пациенто-дней на одного человека в год (2008 г. — 0,577 пациенто-дня);
• норматив стационарной помощи в количестве койко-дней на одного человека в год (2008 г. — 2,812 койко-дня);
• норматив скорой медицинской помощи в количестве вызовов на одного человека в год (2008 г. — 0,318 вызова).

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи

К этим показателям относятся:
• норматив финансовых затрат на 1 посещение амбулаторно-поликлинической организации (2008 г. — 133,3 рубля);
• норматив финансовых затрат на I пациенто-день в дневном стационаре (2008 г. — 268,5 рубля);
• норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре (2008 г.- 758,9 рубля);
• норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи (2008 г. — 1213,3 рубля).

Кроме того, в рамках Программы устанавливается подушевой норматив финансирования (2008 г. — 4503 рубля), отражающий размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и консолидированных бюджетов субъектов РФ (в расчете на 1 человека в год).

Последние годы отмечается увеличение расходов на Программу из государственных источников финансирования, которые по сравнению с 2006 г. возросли на 71,6% и составили в 2008 г. 1185,1 млрд рублей или 2,8% в ВВП.

Наиболее существенно за этот период увеличились расходы финансирования из федерального бюджета, которые в 2008 г. составили 288,6 млрд рублей.

Расходы федерального бюджета включают не только затраты на оказание медицинской помощи в федеральных медицинских организациях, в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи, но и расходы на профилактику, диагностику и лечение ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, дополнительную иммунизацию населения в рамках Национального календаря профилактических прививок.

Из этих источников предусмотрены также денежные выплаты медицинскому персоналу ФАПов и учреждений скорой медицинской помощи, средства на обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (дополнительное лекарственное обеспечение, ДЛО), оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, на реализацию некоторых направлений национального проекта «Здоровье» и пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения и др.

Расходы системы ОМС в рамках Программы за период 2006-2008 гг. возросли на 61,2% и составили 412,8 млрд рублей. Они включают в себя расходы медицинских организаций на оплату труда, начисления на заработную плату, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование и не включают расходы на коммунальные услуги, содержание имущества, а также материальные затраты на увеличение стоимости основных средств.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на Программу увеличились с 2006 г. на 52,5% и составили в 2008 г. 483,7 млрд рублей. Они включают в себя расходы на финансирование скорой медицинской помощи, в том числе санитарной авиации, высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых преимущественно половым путем, туберкулезе, СПИДе, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, а также текущее содержание медицинских организаций, работающих в системе ОМС (расходы на коммунальные услуги, содержание имущества, материальные затраты и др.).

Кроме того, за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ финансируются услуги, которые предоставляются центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, ФАПами, станциями (отделениями) переливания крови, рядом других медицинских организаций, а также расходы на дополнительные меры по оказанию медицинской помощи, лекарственному обеспечению и протезированию (зубному, глазному, ушному) отдельных категорий граждан.

Таким образом, в структуре основных источников финансирования Программы меньше половины составляют средства консолидированных бюджетов субъектов РФ, более 1/3 — системы ОМС и около 1/5 — федерального бюджета (рис. 7.1).

Структура основных источников финансирования Программы в 2008 г.
Рис. 7.1. Структура основных источников финансирования Программы в 2008 г.



По видам медицинской помощи государственные расходы в рамках Программы распределились следующим образом: стационарная помощь — 59,1%, амбулаторно-поликлиническая помощь — 31,2%, скорая медицинская помошь — 7,0%, медицинская помощь в дневных стационарах — 2,7% (рис. 7.2).

Структура государственных расходов по видам медицинской помощи в 2008 г.
Рис. 7.2. Структура государственных расходов по видам медицинской помощи в 2008 г.

В объеме всех средств, выделяемых на финансирование Программы из государственных источников, в 2008 г. преобладали расходы на оплату труда с начислениями — 55,7%, медикаменты и перевязочные средства составляли 16,0%, продукты питания — 3,1%, мягкий инвентарь и обмундирование — 0,3%, оплата коммунальных услуг — 3,4%, горючесмазочные материалы — 0,8%, приобретение медицинского оборудования и инструментария — 4,8%, прочие расходы составили 15,9%.

В то же время, финансирование Программы в Российской Федерации в целом не соответствует медико-экономическим стандартам и значительно меньше, чем в странах ЕС. Например, средняя стоимость лечения одного больного в стационаре в Российской Федерации в 2008 г. составила $484, в странах ЕС — $3500. а средняя стоимость одного посещения в амбулаторно-поликлиническое учреждение — соответственно $6 и $58.

Несмотря на ежегодное увеличение средств, выделяемых на Программу, ключевой проблемой остается ее недостаточное финансовое обеспечение по отдельным территориям: в 49 субъектах РФ сохраняется дефицит финансирования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее — территориальные программы), который в ряде территорий достиг 28-56%. Остаются недофинансирование стоимости единиц объемов скорой медицинской помощи и дневных стационаров, снижение доли затрат на медикаменты, перевязочные средства, питание больных в структуре расходов на стационарную медицинскую помощь.

Кроме того, отмечается значительный разброс значения подушевого норматива (тарифа) финансирования территориальных программ по отдельным субъектам РФ. Так, минимальный подушевой норматив финансирования в 2008 г. составил 1959,1 рубля (республика Ингушетия), а максимальный — 10 739,1 рубля (Чукотский автономный округ), при средневзвешенном тарифе по РФ — 6312,8 рубля. Характерно, что подушевой норматив финансирования территориальных программ рассчитывается, исходя из расходов предыдущих лет, с учетом только индекса роста потребительских цен, а не реальной потребности населения в медицинской помощи в соответствии с международными стандартами.

В объеме существующего финансирования территориальных программ отмечается и крайне низкое финансовое обеспечение специализированной высокотехнологической медицинской помощи, Так, при действующем тарифе возмещения затрат на лечение рака молочной железы (109 800 рублей), реальные затраты составляют 1 945 000 рублей, т.е. в 18 раз больше.

Другой существенный недостаток территориальной программы состоит в том, что отдельные виды медицинской помощи, входящие в ее структуру, финансируются из различных источников (табл. 7.1). При этом из фондов ОМС средства поступают только по 5 статьям расходов (заработная плата с начислениями, медикаменты, расходные материалы, питание, мягкий инвентарь), а содержание лечебно-профилактического учреждения осуществляется отдельно по смете из бюджета соответствующего уровня.

Таблица 7.1. Источники финансирования территориальной программы
Источники финансирования территориальной программы

Такой многоканальный механизм финансирования территориальных программ приводит к неэффективному использованию финансовых ресурсов отрасли, а также к снижению ответственности всех уровней власти за исполнением территориальной программы, увеличению объема платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, к недостаточной удовлетворенности населения существующей системой здравоохранения.

В то время как, например, в Германии, Франции, основной источник государственного финансирования здравоохранения это средства обязательного медицинского страхования, а в Испании — налоговые поступления в бюджет. При этом для финансового выравнивания различных административных территорий используются различные механизмы с применением дифференцированных подушевых нормативов и учетом показателей здоровья населения.

К недостаткам территориальной программы можно отнести и то, что среди учреждений здравоохранения, принимающих участие в ее реализации, медицинские организации частных форм собственности составляют всего лишь 2%.

Расширение участия частных медицинских организаций в реализации территориальной программы создаст реальные условия для конкуренции и тем самым будет способствовать повышению качества медицинской помощи.

О.П. Щепин, В.А. Медик
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний