Исторический очерк о здравоохранении России. Наше время

06 Декабря в 9:33 484 0


Некоторое улучшение ситуации в здравоохранении, начиная с 2005 г., связано с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье». Впервые за многие годы отрасль получила значительные государственные вложения, в результате чего улучшилось оснащение учреждений здравоохранения первичной медико-санитарной помощи диагностическим оборудованием, санитарным транспортом, началось поэтапное повышение оплаты труда работников здравоохранения первичного звена, увеличился охват населения вакцинацией, расширилась программа диспансеризации работающего населения.

Однако ожидавшихся радикальных положительных перемен в здравоохранении в результате принимаемых мер не произошло. Следует признать, что в управлении здравоохранением не удалось обеспечить рациональное разграничение полномочий и координацию действий властных структур разного уровня. Необоснованно снизилась роль федеральных органов управления здравоохранением, по-прежнему отсутствовала четкая, научно обоснованная стратегия развития отрасли.

Системы здравоохранения субъектов РФ функционировали на основе эмпирически складывающихся региональных моделей развития. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные в том, что лучше учитывались региональные особенности здоровья населения и функционирующей сети учреждений здравоохранения. Отрицательные — нарушалась организационно-функциональная целостность системы здравоохранения РФ, что приводило, прежде всего, к возникновению проблем в получении бесплатной медицинской помощи жителями других субъектов РФ.

В начале XXI в. в центре внимания государственных структур и широкой общественности по-прежнему ключевыми проблемами были преждевременная и предотвратимая смертность, в первую очередь от сердечно-сосудистой патологии, травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин. На государственном и региональном уровнях в это время были приняты меры по преодолению неблагоприятных тенденций в здоровье населения. Результатом этого стало некоторое повышение показателя ожидаемой продолжительности предстоящей жизни, который к 2008 г. (по сравнению с 2000 г.) увеличился на 2,8 года у мужчин и на 1,9 года у женщин. Подобный рост данного показателя был в России только в период антиалкогольной кампании в конце 1980-х годов.

Снижение смертности произошло по всем основным классам причин смерти, кроме новообразований. Высокой остается смертность от болезней системы кровообращения, дорожно-транспортных происшествий, смертность от причин, связанных со злоупотреблением алкоголя.

В последующие годы во многих регионах России произошел рост основных показателей экономического и социального развития при сохранении высоких межрегиональных различий по доходам на душу населения, уровню безработицы, бюджетной обеспеченности. Все это явилось дополнительным фактором, усугубляющим региональное неравенство в состоянии здоровья населения, в первую очередь незащищенных слоев. Мозаичность показателей здоровья населения российских территорий предъявляет высокие требования к оптимизации здравоохранения с учетом, прежде всего, региональной специфики медико-демографической ситуации.

Глубокая региональная дифференциация показателей здоровья населения РФ затрудняет выбор стратегии и тактики оптимизации здравоохранения на региональном уровне.

Говоря о проблемах и недостатках того периода, нельзя замалчивать те позитивные изменения, которые происходили в системе здравоохранения РФ конца XX - начала XXI вв.

Реализация государственной политики в сфере здравоохранения, выполнение федеральных и региональных медико-социальных программ позволили достичь определенных результатов по сохранению здоровья граждан, улучшению деятельности системы здравоохранения в период 2000-2008 гг. Дополнительная иммунизация населения привела к снижению инфекционной заболеваемости по 29 нозологическим формам, в том числе по дифтерии в 2 раза, кори в 6 раз, эпидемическому паротиту на 18%, брюшному тифу на 45%, трихинеллезу на 30%, клещевому вирусному энцефалиту на 10%.

С 2000 г. наметился перелом в негативных тенденциях показателя рождаемости и несколько позднее — показателя смертности населения. За период 2003-2008 гг. общий коэффициент смертности снизился с 16,4 до 14,6%о, а общий коэффициент рождаемости повысился с 10,2 до 12,1%о. Начиная с 2004 г. отмечался незначительный рост показателя средней продолжительности предстоящей жизни, значение которого в 2008 г. составило для мужчин 61,8 лет, женщин 74,2 года, оставаясь, тем не менее, значительно ниже аналогичных показателей ряда развитых стран.

Наметилась положительная тенденция в изменении и такой важной характеристики в оценке демографической ситуации в целом и деятельности службы родовспоможения в частности, каким является коэффициент материнской смертности. И период 2000-2008 гг. значение этого показателя снизилось с 44,2 до 20,9 (на 100 тыс. родившихся живыми). Снижение коэффициента материнской смертности происходило на фоне выраженного снижения частоты абортов, показатель которых за этот период уменьшился с 50,5 до 32,0 (на 1000 женщин фертильного возраста).

К особо значимым результатам реализации комплекса мер по охране здоровья материнства и детства следует отнести выраженную положительную динамику коэффициентов младенческой и перинатальной смертности. За этот период значение коэффициента младенческой смертности уменьшилось с 15,3 до 8,5%с, а уровень перинатальной смертности сократился с 13,2 до 8,3%о.



Удалось обеспечить управляемость эпидемиологической ситуацией по туберкулезу, что выразилось в некотором снижении смертности от туберкулеза и стабилизации показателя первичной заболеваемости всеми формами активного туберкулеза на уровне 85,1 (на 100 тыс. населения), Значительно снизилась первичная заболеваемость населения РФ сифилисом и гонореей

Работа по реформированию системы здравоохранения, реализация территориальных программ госгарантий, безусловно, сыграли положительную роль в реструктуризации (оптимизации) сети лечебно-профилактических учреждений. В период с 2000 по 2008 г. произошло значительное сокращение сети лечебно-профилактических учреждений. Число больничных учреждений уменьшилось на 3953 (60%) и на 6439 (63%) — число учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.

Продолжалось сокращение сети лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь сельскому населению РФ. За последние 5 лет число участковых больниц сократилось на 2381, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) — на 3344. В большинстве случаев сокращение сети учреждений здравоохранения в сельской местности было связано с продолжающейся реорганизацией маломощных участковых больниц и сельских амбулаторий, которые стали структурными подразделениями центральных районных больниц. В ряде случаев — с сокращением численности сельского населения и укрупнением сельских поселений.

Как следствие проводимой работы по реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений, наблюдались позитивные тенденции сокращения объемов стационарной медицинской помощи, рост медицинской помощи, предоставляемой населению в дневных стационарах, и рост объема амбулаторно-поликлинической помощи. Показатель обеспеченности населения больничными койками снизился с 115,0 до 92,4 (на 10 тыс. населения), приближаясь к уровню обеспеченности больничными койками ряда европейских стран.

Таким образом, использование нормативно-подушевого принципа планирования и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам РФ в рамках территориальных программ госгарантий, позволило улучшить управление объемами медицинской помощи и их сбалансированность по отдельным видам. Повысилась ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за реализацию конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Однако, несмотря на некоторые позитивные изменения состояния здоровья населения и деятельности системы здравоохранения РФ, остается много нерешенных проблем. Они касаются, прежде всего, сохраняющегося несоответствия между обязательствами государства по предоставлению гражданам России бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами. Нарастает коммерциализация государственного и муниципального здравоохранения из-за отсутствия эффективных действующих механизмов государственного регулирования в этой сфере. Крайне медпенно происходит адаптация медицинских работников к рыночным механизмам системы мотивации труда, остаются нерешенными ряд вопросов, связанных с их социальной и профессиональной защити.

По-прежнему большое влияние на состояние общественного здоровья оказывают поведенческие факторы и вредные привычки: распространенность алкоголизма, табакокурения, отсутствие интереса к занятиям физической культурой среди значительной части населения. В то же время у большей части населения отсутствует мотивированное ценностное отношение к собственному здоровью как к необходимому жизненному ресурсу.

Сохраняется высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего по причине сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, дорожно-транспортных происшествий. В заболеваемости населения увеличивается доля невротических и психических расстройств, связанных с употреблением алкоголя, психотропных веществ, отмечается рост профессиональной заболеваемости вследствие неудовлетворительных условий труда, нарушений санитарно-гигиенических норм и правил. Продолжается углубление дифференциации показателей здоровья населения в зависимости от социального и имущественного положения.

Несмотря на дополнительные средства, выделяемые государством на развитие здравоохранения, эффективность их использования остается низкой. И это на фоне сохраняющего дефицита финансирования здравоохранения в целом и программы госгарантий в частности.

Сегодня перед государством и медицинской общественностью стоит выбор пути развития системы здравоохранения РФ. Первый — дальнейшее сокращение обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и, как следствие этого, увеличение доли частного сектора в медицине. Второй — усиление роли государства в управлении и финансировании здравоохранения И, таким образом, обеспечение в полном объеме конституционных прав граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи. От этого выбора во многом зависит судьба Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

О.П. Щепин, В.А. Медик
Похожие статьи
показать еще
 
Профилактика заболеваний