Современные технологии организации кардиологической помощи населению

01 Мая в 14:33 2520 0


Одним из обязательных условий сохранения положительных тенденций в снижении сердечно-сосудистой заболеваемости, эффективности функционирования кардиологической службы служит создание и внедрение в практическое здравоохранение новых организационных и профилактических медицинских технологий. Исходя из существующих нерешенных проблем в организации кардиологической помощи населению, основными направлениями развития этих технологий можно считать системный подход к организации и проведению лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, разработку и внедрение инновационных технологий оказания помощи при ССЗ, разработку критериев оценки эффективности кардиологической помощи, включая целевые программы, мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки медицинских работников.

В комплексе мер по совершенствованию организации кардиологической медицинской помощи значительную роль играет обеспечение преемственности догоспитального и госпитального этапов, повышение оперативности деятельности службы, создание единой системы оценки качества медицинской помощи. Внедрение современных подходов к организации медицинской помощи подразумевают создание условий для формирования полного цикла обследования и лечения больного.

Технологический цикл оказания медицинской помощи больным ССЗ представляет целостную и упорядоченную работу различных, но функционально взаимосвязанных подразделений кардиологического и кардиохирургического профиля, в основе деятельности которых лежит единая идеология. Они работают при организационно-методическом руководстве мощного кардиологического учреждения, каковым может быть институт кардиологии или кардиологический диспансер, нацеленном на практическое внедрение самых современных клинико-диагностических и организационных технологий, активное внедрение профилактических и реабилитационных методов работы с больными.

Принцип технологического цикла развивает традиционный подход к оказанию кардиологической помощи. В нём представлены все основные её этапы: первичный амбулаторный, специализированная помощь в стационаре и санаторная реабилитация и при необходимости высокоспециализированная помощь в ведущем кардиологическом диспансере (институте, центре высоких технологий). При этом акцент делают на качество специализированной помощи за счёт обеспечения своевременности в преемственности в диагностике и лечении на всех этапах оказания медицинской помощи при доступности широкого спектра медицинских услуг.

Отечественный и зарубежный опыт внедрения такого цикла кардиологической помощи свидетельствует о его социально-экономической эффективности. Так, например, организация работы по этому принципу в Кемеровском кардиологическом диспансере в период 1993-2003 гг. способствовала снижению среднегодового темпа прироста уровней распространённости болезней сердечно-сосудистой системы и заболеваемости с временной утратой трудоспособности при ИБС, уменьшению уровня летальности в связи с кардиологической патологией, в том числе от ИМ, на 11,6%. Одновременно с этим отмечают активизацию использования профилактических мероприятий (создание общественных пунктов контроля АД, применение опросников для выявления больных ИБС и др.), повышение эффективности использования коечного фонда и показателя кардиохирургической активности, рост обеспеченности кардиологической помощью.

Важным элементом развития кардиологической помощи становится развитие рентгенохирургических методов исследования и лечения на амбулаторном этапе. Эту форму можно рассматривать как стационарозамещающую технологию. Результаты её внедрения положительны при четком соблюдении показаний для рентгенохирургических вмешательств на амбулаторном этапе и алгоритмов организации медицинской технологии, адекватной материально-технической базе и наличии высококвалифицированных кадров.


С целью раннего выявления ССЗ, мониторинга факторов риска, повышения доступности консультативно-диагностической и профилактической кардиологической помощи для населения отдалённых территорий в структуре кардиологических диспансеров организуют мобильный кардиологический диспансер. Для осуществления полноценной деятельности его оснащают необходимым лабораторным комплексом, электрокардиографом, эхокардиографом и иным оборудованием. Работу ведут по специально разработанной программе, в числе прочего обеспечивающей преемственность информации, направляемой в соответствующие учреждения здравоохранения, куда осуществляют выезд бригады кардиологов. Организация мобильного диспансера максимально приближает специализированную кардиологическую помощь отдалённо проживающему населению, делая её временной в случае выявления жизненно важной патологии.

Ещё одной современной организационной технологией кардиологической помощи служит создание телекоммуникационной сети — системы дистанционной ЭКГ диагностики (кардиомониторинг). В её составе — индивидуальные носимые устройства, осуществляющие регистрацию и автоматический анализ показателей сердечной деятельности и передачу этой информации на центральную станцию как по сотовым, так и по городским телефонным сетям, что обеспечивает непрерывную помощь кардиологическим больным на протяжении длительного времени. По данной программе больной получает персональный компактный и мобильный электрокардиограф и обучается саморегистрации ЭКГ. Дистанционный приём и расшифровка ЭКГ, консультации кардиолога можно осуществлять в режиме «по требованию». Таким образом, кардиолог ведёт динамическое наблюдение за больным при активном участии последнего в диагностическом обследовании. Данный подход не лишён недостатков, но может быть целесообразен при ведении больных ИБС, входящим в группу высокого риска.

Развитие в последние годы телекоммуникационных сетей обеспечивает организацию консультативно-диагностических центров телемедицины, которые прочно зарекомендовали себя как медицински эффективные и экономически целесообразные организационные технологии. При оказании специализированной кардиологической помощи они работают в согласованном, в том числе круглосуточном, режиме для связи с врачами на станциях скорой помощи и в поликлиниках и обмена с ними медицинской информацией с целью наиболее ранней диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы, контроля проводимого лечения.

Доставка и обмен информацией посредством современных технических средств, находящихся в пользовании больных (сотовый телефон, стационарный телефон, Интернет), также позволяет осуществлять контроль за состоянием сердечно-сосудистой системы человека и изменяет традиционные формы контакта врача с больным. Результаты такого динамического мониторинга оценивают положительно с точки зрения повышения удовлетворённости пациентами качеством оказания амбулаторной и стационарной медицинской помощи. Они могут получить консультативную помощь врача на любом удалении от кардиологических диспансеров (кабинетов). Зарубежные данные свидетельствуют об уменьшении числа вызовов скорой медицинской помощи, необоснованных госпитализаций и обращений в поликлиники, снижении частоты первичных и повторных ИМ у больных, имеющих персональные периферийные устройства.

При внедрении новых организационных технологий существенным моментом для достижения положительного результата служит профессиональная заинтересованность и мотивация врачей и среднего медицинского персонала, которая рождает удовлетворённость врачей и пациентов качеством этого вида помощи.

Ю.Н. Беленков, С.Г. Горохова
Организация кардиологической помощи в России
Похожие статьи
показать еще
 
Сердечно-сосудистая хирургия