Результаты апробации программы цикла тематического усовершенствования для врачей

04 Мая в 15:27 879 0


С ноября 2002 г. начато обучение врачей на постоянной основе. Для оценки учебного процесса используют специально разработанные унифицированные анкеты (вопросники) для врачей и пациентов (заполняют анонимно). Анкета для врачей оценивает полезность участия в цикле. Практически все врачи, прошедшие обучение, считают, что все предоставленные материалы будут полезны в работе. Согласно анализу анкет, в 97% из них цикл оценён как очень ценный (5 баллов), и общий оценочный балл цикла оказался равен 4,86. Врачи выразили желание участвовать в подобных обучениях повторно, по мере накопления новых научных данных по проблеме.

Все пациенты в вопроснике по качеству обучения оценили качество обучения и Школе как отличное (по 5-балльной шкале). Все пациенты оценили степень изменения своих знаний по вопросам профилактики на «хорошо» и «отлично» и выразили желание и готовность выполнять рекомендации, полученные во время обучения. Более 80% пациентов спустя 12 мес были не только достаточно полно информированы о факторах риска, но и соблюдали на практике рекомендации по оздоровлению поведенческих привычек: 20% снизили повышенную массу тела, 40% достигли целевого уровня АД, 30% пациентов научились реально управлять повседневными стрессовыми ситуациями и т.п. В целом, обученные пациенты в 3-6 раз чаще стали придерживаться более здоровых поведенческих привычек. Так, например, под влиянием обучения пациентов с АГ достоверно увеличивалась их информированность о влиянии факторов риска на развитие заболевания  осложнений, в результате чего повышалась их приверженность к выполнению врачебных рекомендаций (оздровления поведенческих привычек и приема лекарственных препаратов). У обученных пациентов снижался уровень АД, увеличилось в 3 раза число больных, достигших целевого АД, снижались уровни факторов риска и уменьшалась в 2 раза доля пациентов  высоким и очень высоким суммарным риском осложнений ССЗ, снижалось число случаев временой нетрудоспособности, в 3 раза уменьшалсь частота госпитализаций. После обучения пациентов сокращались затраты на их госпитализацию (почти в 6 раз), на амбулаторную помощь (в 7 раз) по сравнению с предыдущим перед обучением годом, уменьшались затраты на вызовы скорой помощи. Показатель общей стоимости болезни обученных пациентов снизился в 1,9 раза (в группе сравнения увеличился в 1,1 раза) по сравнению с годом, предшествовавшим обучению.

Таким образом, развитие технологии непрерывного медицинского развития в сфере обучения врачей профилактическому консультированию служит не только необходимым компонентом профилактической кардиологии, но и демонстрирует медико-социальную и экономическую эффективность. Реализация однонаправленных образовательных технологий (для врачей — в сфере непрерывного медицинского развития, для пациентов — в рамках Школ здоровья) позволит сформировать единую идеологию долгосрочного профилактического вмешательства на основе учёта заинтересованности как медицинских работников, так и пациентов, создать партнёрство «врач и пациент вместе против болезни».

И.Н. Денисов, С.Г. Горохова, Ю.М. Поздняков, А.М. Калинина
Последипломное обучение врачей

Похожие статьи
показать еще
 
Сердечно-сосудистая хирургия