Программы циклов тематического усовершенствования врачей первичного звена по организации Школ здоровья для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями

04 Мая в 14:56 3046 0


В основу разработки программы тематического усовершенствования для врачей первичного звена здравоохранения по проблеме организации и проведения Школ здоровья для пациентов с ССЗ положены приоритеты, основанные на данных исследований проблемы.

  • Врачи не имеют достаточных знаний и не прилагают должных усилий по консультированию пациентов и коррекции поведенческих факторов риска, влияющих на прогноз ССЗ. Врачи имеют методическую литературу по проблеме профилактики ССЗ, однако на практике их применяют недостаточно по различным причинам.
  • Пациенты недостаточно получают от врачей информации и знаний по вопросам коррекции поведенческих факторов риска, часто прибегают к информации по оздоровлению из средств массовой информации, но не от врачей. Более половины пациентов, посещающих поликлиники, выражают желание посещать обучающие занятия в поликлинике, в частности в режиме Школы здоровья (цикл занятий с фиксированной тематикой). Пациентов наиболее часто интересуют не только вопросы медикаментозного лечения АГ, но и вопросы питания, двигательной активности, алкоголя и т.п.

В основу программы обучения врачей положены три важнейших компонента:

  • блок специальных медицинских знаний и умений, которые необходимы пациенту с АГ в повседневной жизни для эффективного управления заболеванием и улучшения прогноза;
  • блок знаний и простейших педагогических навыков по особенностям обучения взрослых;
  • блок специальных знаний и умений по психологии изменения поведения и поведенческих привычек.

Только интеграция перечисленных блоков и тем позволит обеспечить подготовку специалистов, мотивированных и способных проводить результативные занятия с пацинтами по формированию в конечном итоге партнёрства между врачом и пациентом и повышению приверженности пациентов с сердечно-сосудистыми болезнями к выполнению врачебных назначений.

Нормативные документы по организации и проведению в первичном звене здравоохранения профилактических образовательных технологий по профилактической кардиологии утверждены Министерством здравоохранения РФ организационно-методическими письмами: организации Школ здоровья для пациентов с АГ (утверждено 02.08.2002), с ИБС (утверждено 02.07.2003).

Учебный план и программа цикла тематического усовершенствования направлены на целевую аудиторию врачей первичного звена здравоохранения, организаторов здравоохранения, кардиологов, участковых врачей, врачей общей практики (семейных), врачей кабинетов и центров медицинской профилактики. Цель обучении: повысить уровень знаний, умений и навыков врачей первичного здравоохранения но организации, проведению и оценке новых форм профилактической работы - Школ здоровья для пациентов с ССЗ, в первую очередь с АГ и ИБС стабильного, неосложненного течения.

По окончании обучения слушатели будут знать: современную характеристику эпидемиологической ситуации в отношении заболеваний сердца в России и факторы, влияющие на их развитие; управлемые и неуправляемые факторы риска; современные международные и национальные рекоменации по диагностике; лечению и профилактике сердечно-сосудистой патологии и факторов риска в амбулаторных условиях; основные положения Федеральной целевой программы профилактики артериальной гипертензии в РФ; организационные и нормативно-правовые основы профилактической работы в условиях реформирования службы ранения в России; теоретические основы профилактического консультирования.

По окончании обучения слушатели будут уметь: организовывать эффективные формы профилактической работы с кардиологическими пациентами, в том числе по выявлению и коррекции факторов риска; рационально формировать группы пациентов для обучения в Школе здоровья; повышать информированность пациентов о заболевании, методах доврачебной помощи, методах самоконтроля; проводить индивидуальное и групповое консультирование с использованием одходов к формированию у пациентов активного отношения к своему здоровью, мотивации к оздоровлению поведения и повышение приверженности к лечению; применять практический опыт, полученный при реализации Школ здоровья в условиях реальной практики и при организации новых Школ.

Перечень тем занятий с врачами тесно связан с тематическими занятиями с пациентами и включает лекции, семинары, направленные на самостоятельное решение вопросов активного обучения, практические занятия, из которых около половины проводят в условиях практического здравоохранения с демонстрацией на практике технологии профилактического консультирования, и контроль знаний. Рекомендуемое соотношение времени, отводимого на лекции, семинары и практические занятия, составляет 1:2:3. Для эффективного обучения пациентов отработаны и выдаются всем врачам методические материалы по обучению целевых групп пациентов (пособия со структурированными хронометрированными занятиями, памятки и слайды на СD).

И.Н. Денисов, С.Г. Горохова, Ю.М. Поздняков, А.М. Калинина
Последипломное обучение врачей

Похожие статьи
показать еще
 
Сердечно-сосудистая хирургия