Подготовка врачей по профилактическому консультированию больных с ССЗ (Школы больных с ССЗ)

04 Мая в 14:07 1511 0


Доказано, что основные причины, которые способствуют или предупреждают развитие ССЗ, связаны с наследственностью и образом жизни. Важно выявлять пациентов иа ранней стадии заболевания, когда им можно объяснить причины возникновения болезни, вместе скорректировать те факторы риска, на которые можно повлиять, а также подобрать адекватное лечение для предупреждении развития осложнений. Такой подход позволит вовремя оказать больному медицинскую помощь, контролировать заболевание и этим повысить качество и продолжительность его жизни.

Непонимание своего заболевания ведёт к тому, что больной при первых признаках нездоровья не прислушивается к рекомендациям врача и не принимает лекарства. В настоящее время только 10-15% больных АГ и ИБС понимают важность строго выполнения назначенного лечения. Именно поэтому необходимо регулярно заниматься образованием пациента, страдающего болезнями сердечно-сосудистой системы, для того чтобы он осознанно, в партнёрстве с лечащим врачом, нес ответственность за своё здоровье. Страны, которые не только теоретически, но и на практике внедрили основные принципы профилактики ССЗ, добились резкого снижения смертности.

Самыми эффективными формами вторичной профилактики болезней сердца и сосудов стали Школы здоровья: Школы артериальной гипертензии и Коронарные клубы, соданные для обучения пациентов с повышенным АД и ИБС. В этих Школах больные получают всю необходимую информацию о своём заболевании, о методах лечения, возможности предупреждения осложнений, а также учатся оказывать себе помощь в критических ситуациях (гипертоническом кризе, приступе стенокардии).

В связи с этим при реализации концепции непреывного медицинского образования большое внимание уделяют подготовке врачей по профилактическому консультированию, осуществляемому в Школах больных с сердечно-сосудистыми заболеваниям. До настоящего времени нередко мероприятия по непрерывному образованию врачей по проблемам профилактики заболеваний, в частности, профилактики ССЗ, не носили систематическоо характера, не были доступны всем категориям врачей, были мало рассчитаны на врачей первичной медико-санитарной сужбы. В рамках национального проекта "Здоровье" для ориентации первичного звена здравоохранения на профилактику заболеваний важна реализация концепции непрерывного медицинского развития именно по вопросам профилактических технологий и их практической реализации, в частности, по профилактическому консультированию и групповому обучению пациентов с сердечно-сосудистыми болезнями.

В ведущих медицинских учебных центрах большинства стран мира проводят такое обучение. Особое внимание уделяют организации учебного процесса с использованием технических средств (компьютеров, тренажёров и т.д.). а также моделей обучения, учитывающих мотивационные и психологические аспекты. Конечная цель подготовки врачей по проблемам профилактики — постоянное улучшение качества профилактической помощи. Поэтому задачи таких программ должны базироваться на систематическом изучении не только моделей медико-санитарого обслуживания, но и потребностей служб здравоохранения и общества кретной области превентивных знаний.

Оценивать образование необходимо в двух аспектах: учебный процесс и результат обучения. Обычно легче оценить знания, чем навыки и умения. Вместе с тем применительно к профилактике заболеваний возможно применение косвенного метода оценки - через знания пациентов по конкретным вопросам и их удовлетворенность в консультировании. При этом необходимо учитывать личностные особенности самого пациента, его когнитивные способности, отношение к здоровью и динамику этих характеристик.

Обоснование необходимости разработки программ обучения врачей первичного звена здравоохранения по вопросам профилактики заболеваний в рамках реализации концепции непрерывного медицинского образования оценено на примере проблемы профилактики АГ. Так, известно, что среди причин потери трудового потенциала общества АГ занимает второе место (18,7% от числа потерянных человеко-лет), уступая лишь заболеваниям опорно-двигательного аппарата, а в структур смертности (52,5%) и инвалидности (41,1%) — первое место.

Почти 40% населения РФ (более 42 млн человек) имеют АГ, что приводит к возникновению осложнений, которые в основном определяют высокую смертность и инвалидность населения от ССЗ. Основные факторы риска, влияющие на развитие сердечно-сосудистой патологии, связаны с образом жизни и привычками: избыточным потреблением насыщенных жиров, соли и алкоголя, низкой физической активностью, курением, избыточной массой тела, психоэмоциональными и другими факторами. В целом более 60% врачей признают важную роль поведенческих факторов риска в развитии АГ. Однако лишь небольшая часть врачей (12-15%) обладает полными знаниями о факторах риска, причём врачи со стажем работы до 10 лет имели более полные знания о них, чем врачи со стажем работы около 20 лет.

Показано, что около 60% врачей считают достаточным только информировать пациента о факторах риска и лишь 40% считают необходимым научить пациента оздоровлению поведенческих привычек. При этом показано, что первое мнение в большей степени присуще узким специалистам, второе — участковым терапевтам. Только около 15% медицинских работников дают советы по оздоровлению поведенческих привычек своих пациентов на каждом приёме.

Таким образом, необходимость создания в России эффективной программы по непрерывному образованию врачей по вопросам профилактики ССЗ (профилактическому консультированию) обусловлена не только высокой распространённостью и медико-социальной значимостью этих заболеваний, но и сохраняющимся па протяжении многих лет неудовлетворительным качеством профилактической  медицинской помощи в реальной практике.

В последние годы в литературе появились многочисленны сообщения об организации Школ здоровья для больных с различной патологией - сахарным диабетом, бронхиальной астмой, сердечной недостаточностью, артропатиями, острым коронарным синдромом, АГ и др., что требует включения программ по подготовке врачей в систему непрерывного медицинского последипломного развития.

И.Н. Денисов, С.Г. Горохова, Ю.М. Поздняков, А.М. Калинина
Последипломное обучение врачей

Похожие статьи
показать еще
 
Сердечно-сосудистая хирургия