Ограничение индивидуального риска и общественная безопасность при имплантируемых кардиовертерах-дефибрилляторах

15 Марта в 11:45 2033 0


В 1996 и 1998 гг. Американская ассоциация кардиологов и Европейское общество кардиологов соответственно опубликовали научные положения, содержащие рекомендации по вождению для пациентов после установки ИКД по поводу эпизода жизнеугрожающей аритмии, т.е. в качестве вторичной профилактики. Согласно этим рекомендациям, управление автомобилем запрещено в течение первых 6 мес после установки ИКД. Указанные рекомендации основаны на том факте, что риск повторного эпизода снижается по экспоненциальной кривой с наибольшими шансами развития повторного эпизода аритмии непосредственно после начального события. Через 3 мес кривая значительно уплощается и через 6 мес становится прямой. 

В 2007 г. Американская ассоциация кардиологов обновила рекомендации для пациентов, которым устанавливают ИКД, так как их относят к группе риска развития жизнеугрожающих желудочковых аритмий, т.е. в них была включена первичная профилактика внезапной сердечной смерти (табл. 1). Рекомендации для пациентов, у которых ИКД был установлен для вторичной профилактики, не изменялись. Пациенты, которым ИКД устанавливали для первичной профилактики, должны воздержаться от управления личным автомобилем по крайней мере в течение 1 нед, чтобы произошло полное восстановление после процедуры имплантации. После этого при отсутствии симптомов аритмии управление автомобилем разрешается. 

Если ожидается поездка по высокоскоростной автомагистрали или на длинную дистанцию, то желательно, чтобы пациента сопровождал еще один водитель. Если после установки ИКД произошел разряд дефибриллятора для купирования эпизода аритмии, сопровождавшегося обмороком или без него, то пациентам следует воздержаться от управления автомобилем в последующие 6 мес. 

Для водителей грузового транспорта, проводящих за рулем значительно больше времени, а также для водителей пассажирского транспорта, риск причинения вреда другим участникам дорожного движения вследствие обморока или предобморочного состояния, связанного с разрядом ИКД, значительно увеличивается. Именно поэтому вождение грузового и пассажирского транспорта после установки ИКД запрещено. В руководстве рабочей группы по управлению транспортными средствами пациентами с ИКД приведены схожие рекомендации. Управление автомобилем при установке ИКД в качестве первичной профилактики разрешают через 4 нед после процедуры при условии подтверждения нормального функционирования устройства. 

В качестве вторичной профилактики вождение запрещают в течение 3 мес после эпизода аритмии. Для пациентов, отказавшихся от установки ИКД, ограничение управлением личным автомобилем не предусмотрено, если ИКД рекомендован в качестве первичной профилактики. В то же время в случаях, когда ИКД используют для вторичной профилактики, предусмотрен запрет на управление автомобилем в течение 7 мес. Профессиональное вождение не разрешено в обоих случаях. Краткое изложение рекомендаций Европейской ассоциации аритмологов по вождению автомобиля приведено в табл. 2. 

Таблица 1
Рекомендации по управлению транспортными средствами для пациентов с ишемической болезнью сердца (Американская ассоциация кардиологов, Общество по сердечному ритму, 2007) 
Тип
вождения
Показание
Ограничение
вождения
Частный автомобильПервичная профилактикаВосстановление после имплантации (по крайней мере 1 нед)
Вторичная профилактика6 мес
Грузовой автомобильПервичная профилактикаНе могут получить права на управление транспортным средством
Вторичная профилактикаНе могут получить права на управление транспортным средством
Примечание. Пациентов, которым ИКД был имплантирован для первичной профилактики и получающие соответствующее лечение по поводу ЖТ и фибрилляции желудочков (особенно с симптомами гипоперфузии мозга), следует рассматривать в соответствии с рекомендациями по вождению, опубликованными ранее для пациентов, которым ИКД был установлен для вторичной профилактики. 

Таблица 2
Рекомендации Европейской ассоциации по сердечному ритму по управлению транспортными средствами пациентами с имплантируемым кардиовертером-дефибриллятором 
Ограничения по вождению частного транспортаОграничения по вождению грузового и пассажирского транспорта

Имплантация ИКД для вторичной профилактики

3 мес

Постоянно

Имплантация ИКД для первичной профилактики

4 нед

Постоянно

После срабатывания ИКД по соответствующему поводу

3 мес

Постоянно

После срабатывания ИКД по несоответствующему поводу

До того, как будут приняты меры для предотвращения срабатывания по несоответствующему поводу

Постоянно

После замены ИКД

1 нед

Постоянно

После замены проводников

4 нед

Постоянно

Пациенты, отказавшиеся от имплантации ИКД для первичной профилактики

Нет ограничений

Постоянно

Пациенты, отказавшиеся от имплантации ИКД для вторичной профилактики

7 мес

Постоянно


Разработке большинства рекомендаций препятствует недостаток надежных данных, отражающих действительный риск срабатывания ИКД во время управления автомобилем. Хотя в литературе отсутствует информация о симптомах, которые испытывают пациенты во время срабатывания ИКД, в исследованиях по установке ИКД с целью первичной профилактики частоту несоответствующих срабатываний можно использовать в качестве суррогатного маркера риска при управлении автомобилем у пациентов с ИКД. 

Ранние исследования сообщали о высокой частоте ненужных срабатываний ИКД. В исследовании CABG-Patch разряд в течение одного года наблюдения получили 50% пациентов; в исследовании MADIT I срабатывание устройства регистрировали у 60% пациентов за два года наблюдения. В современной практике частота несоответствующих срабатываний ИКД значительно ниже. В табл. 3 представлены исследования, по результатам которых была опубликована информация о частоте срабатывания ИКД, установленного для первичной профилактики. В настоящее время сообщается о значительно более редком срабатывания ИКД. 

В исследовании AVID в подгруппе пациентов с ИКД в 8% случаев сообщалось о срабатывании устройства во время управления автомобилем. Недавно в исследовании TOVA (Triggers of Ventricular Arrhythmias) были проанализированы данные по привычкам вождения и срабатываниям ИКД у 1188 пациентов. Из них 80% управляли своим автомобилем по крайней мере один раз в неделю (75% пациентов делали это в течение 6 мес после имплантации). За средний период наблюдения, который составлял 562 дня, по данным о срабатывании ИКД во время управления автомобилем было зарегистрировано 193 разряда в связи с ЖТ или фибрилляцией желудочков. Таким образом, частота срабатывания ИКД в связи с ЖТ или фибрилляцией желудочков составила один эпизод на 25 116 человеко-часов управления автомобилем. 

Интересно, что среди семи пациентов, у которых произошло срабатывание ИКД в связи с ЖТ или фибрилляцией желудочков во время управления автомобилем, только в одном случае это привело к аварии. Этот факт указывает на относительную неточность в оценке действительной ценности рекомендаций и дает основание практикующим врачам принимать решение индивидуально в каждом конкретном случае. Неспособность управлять автомобилем сильно ограничивает, затрудняет устройство на работу, получение образования и уменьшает разнообразие досуга. 59% управляющих автомобилем участников исследования AVID расценили ограничения в вождении как значительно затрудняющие повседневную активность, при этом 39% были единственными водителями в семье. 

Решение о запрете на управление автомобилем следует принимать после тщательной оценки всех факторов. В некоторых исследованиях отмечено, что многие пациенты отказываются следовать медицинским рекомендациям, если они не подкреплены требованиям законодательства. Они продолжают управлять автомобилем после установки ИКД по поводу подтвержденного эпизода желудочковой аритмии. 

Таблица 3
Частота разрядов имплантируемого кардиовертера-дефибриллятора в исследованиях по первичной профилактике 

Исследование

MADIT II

DEFINITE

SCD-HeFT

Пациенты с имплантируемым кардиовертером-дефибриллятором

719

229

829

Период наблюдения, мес

20

29

45

Ежегодная смертность, %

8,5

4

5,8

Частота разрядов у пациентов в год, %

по соответствующему поводу

14,1*

7,4

5,1

без соответствующего повода

6,9*

8,8

2,4

* Приведены в более поздних отчетах. 

Для пациентов с ИКД в стабильном состоянии риск путешествий самолетом низкий, хотя по рекомендациям Канадского сердечно-сосудистого общества следует воздерживаться от путешествий самолетом в течение 1 мес после последнего срабатывания устройства, ассоциированного с тяжелым предобморочным состоянием либо обмороком. Взаимодействие электронных приборов самолета или устройств для обеспечения безопасности аэропорта c ИКД крайне маловероятно. Недавно была обнаружена редко возникающая возможность возникновения неполадок в работе ИКД при воздействии космической радиации, которая наиболее ощутима на больших высотах и рядом с полюсами.

Demosthenes G., Katritsis, Michael M. Webb-Peploe
Профессиональные и экспертные аспекты сердечно-сосудистых заболеваний
Похожие статьи
показать еще
 
Сердечно-сосудистая хирургия