Обучение врачей-кардиологов в ординатуре. Последующее усовершенствование усвоенных знаний

04 Мая в 13:05 2620 0


В течение первого года ординатуры врач курирует 5-6, на втором 8-10 больных под руководством ассистента (доцента) или заведующего отделением. Дежурства в отделении стационара осуществляют не реже двух раз в месяц. При этом врачи-ординаторы обладают теми же правами, что и штатные врачи, и несут отвественность за свои действия.

В процессе обучения в ординатуре применяют различные методы контроля. В конце семестра (или окончания работы в специализированном отделении), после прохождения циклов подготовки по смежным специальностям и элективов проводят зачет в виде решения тестовых, ситуационных задач, собеседования, исследования больного. Контроль и руководство за ходом обучения осуществляет заведующий кафедрой, доцент и заведующий отделением, к которому прикреплен обучаемый врач.

По окончании ординатуры врачи сдают экзамен по всему курсу кардиологии с включение смежных дисциплин, фундаментальной подготовки, вопросов общественного здоровья и здравоохранения, эклективов и получают итоговый документ врача-кардиолога установленного образца. Наиболее подготовленных врачей, имеющих склонность к научной работе, могут привлекать к научно-исследовательской работе под руководством преподавателей (апробация лекарственных препаратов, описание редких и сложных клинических наблюдений, освоение диагностических илечебных методик, опубликование научных статей и др.).

Непрерывное профессиональное развитие - обязательное условие обеспечения образовательного уровня в области современной кардиологии, которая в последние десятилетия характеризуется резким увеличением объёма и скорости обращения информации. Какие бы блестящие знания не получил врач в ординатуре или при профессиональной переподготовке, их хватит на три-пять лет, и спустя этот период необходимо их обновление.

Концепция «непрерывного образования», получившая наибольшее развитие благодаря работам П. Ленгранда, в частности после его доклада на форуме ЮНЕСКО в 1965 г., понимала под непрерывным образованием продолжающийся всю жизнь процесс обучения в целом, охватывающий как профессиональные, так и социальные, правовые, культурные аспекты человеческой личности и её деятельности.

При реализации концепции непрерывного образования в медицине, именуемого сегодня «непрерывное профессиональное развитие», возникают две проблемы:

  • необходимо создать программы обучения, которые можно было бы использовать как в центрах переподготовки врачей и на базе больниц, клиник, а также при самообучении;
  • режим обучающих программ должен быть удобен для обучающихся; при создании программы следует определить предмет, место, сроки и методы обучения и целевые группы специалистов, подготовить учебный материал; оценить эффективность программы.

На сегодня непрерывное профессиональное развитие стажированных врачей, имеющих первичную подготовку по кардиологии, предусматривает обучение на сертификационных циклах и циклах тематического усовершенствования. При этом непрерывность профессионального образования, подразумевающая получение образования и приобретение новых знаний сверх базового уровня на протяжении всей жизни, рассматривают как механизм повышения квалификации. Важным условием служит то, что система непрерывного профессионального образования врачей формируется и развивается одновременно с развитием потребности практического здравоохранения в высокообразованном враче-специалисте.

Реализация принципов и требований Болонской декларации в ходе внедрения основных положений Европейской образовательной системы в практику непрерывного профессионального образования врачей подразумевает использование инновационной технологии — системы накопительных кредитов. При этом наряду с традиционными формами обучения, используемыми в настоящее время (например, циклы тематического усовершенствования), вводят понятие «ресертификационный цикл», в рамках которого проводят подготовку врача к аттестации на индикационные категории, как это существует сегодня при прохождении сертификационного цикла; происходит внедрение дистанционных образовательных технологий и системы накопительных кредитов.

Цель тематического усовершенствования — освоение врачом теоретических знаний по конкретному разделу или нескольким разделам различных курсов программы (например, по аритмологии, суточному мониторированию ЭКГ и другим функциональным методам исследования в кардиологии). В учебные программы циклов включают новые блоки обучения по доказательной медицине, фармакономике, работе с современными информационными ресурсами (Кокрановская лиотека, Medline, Medscape и др.), которые сегодня стали широко использовать практические врачи.

Переход к системе накопительных кредитов означает создание новых форм подтверждения профессиональной компетенции на протяжении всей профессиональной деятельности. Это, по сути, портфолио, содержащее подтверждённую документальную информацию о накоплении кредитов за 5 лет. Кредиты начисляют за конкретные виды учебной деятельности врача, называемые обучающие действия, которые имеют определенные критерии. Перечень обучающих действий в рамках системы накопительных кредитов включает все формы обновления знаний и умений по клинической деятельности специалиста. Среди них ведущее место занимает освоение новых методов лечения, практических навыков, участие в работе конференций, съездов, конгрессов, симпозиумов и пр., стажировки в крупных центрах России и зарубежных клиниках. Кроме того, высокий кредитный рейтинг имеют научные разработки, написание и защита диссертаций, патенты на изобретение или открытие, публикации монографий, статей, тезисов, методических рекомендаций и т.п. Учитывают также все виды учебной деятельности врача: обучение на циклах тематического усовершенствования, на курсах программно-ориентированных лекций, обучающих практических занятий; преподавательская работа, осуществляемая самим врачом-специалистом (например, курация интернов и клинических ординатров, занятия для персонала больниц и др.), а также участие в государственных региональных программах по охране здоровья, в дистанционных формах обучения и консультирования. Накопление кредитов происходит постепенно, по мере выполнения и зачёта обучающих действий равномерно за 5 лет.

Возможные варианты накопления 144 кредитных единиц в течение 5 лет:

  • накопление 144 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределённое по годам;
  • накопление 72 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действи, равномерно распределённое по годам + 72 кредита одного цикла тематического усовершенствования;
  • накопление 144 кредитов за 5 лет за счёт двух циклов тематического усовершенствования по 72 кредита каждый;
  • накопление 36 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределённое по годам + 108 кредитов одного цикла тематического усовершенствования;
  • накопление 72-108 кредитов за 5 лет в соответствии с перечнем обучающих действий, равномерно распределённое по годам + 36-72 кредита за счёт одного ресертификационного цикла.

Непрерывность профессионального развития врача-кардиолога подразумевает приобретение междисциплинарных знаний в результате так называемого "образоватеьного маневра" с углублённым экскурсом в смежную дисциплину, исходя из обстоятельств и возможностей личности. Примером может служить подготовка врача-кардиолога по интервенционной кардиологии, которая обычно выходит за пределы типовых программ, так как осуществляется в рамках подготовки кардио-хирургов, врачей рентгенохирургических отделений. Или другой пример — приобретение кардиологом знаний в области эндокринологии, что вполне понятно, если принять во внимание данные статистики. Так, у 80% больных АГ одновременно с повыением АД выявляют множественные метаболические нарушения, в том числе сахарный диабет, ожирение.

И.Н. Денисов, С.Г. Горохова, Ю.М. Поздняков, А.М. Калинина
Последипломное обучение врачей

Похожие статьи
показать еще
 
Сердечно-сосудистая хирургия