Междисциплинарное обучение врачей-кардиологов

04 Мая в 13:11 1493 0


Междисциплинарное обучение— требование времени. Опыт его применения показывает, что оно в полной мере отвечает современным принципам образования взрослых (андрагогики). В определённой мере об этом свидетельствуют темы приводимых в последние несколько лет симпозиумов и конференций (такие, как, например, «Гипертонический криз. Мнение кардиолога и невролога», «Одышка: взгляд пульмонолога и терапевта» и т.п.). При таком подходе происходит объединение знаний, связанных с ведением больных с сочетанной патологией. Положительный опыт его применения накоплен при подготовке семейных врачей.

В системе послевузовского профессионального обучения большое значение играет кадровое обеспечение образовательного процесса. Педагогические кадры, осуществляющие подготовку кардиологов, имеют базовое образование по терапии и специализированы в области кардиологии и систематически занимаются научно-педагогической деятельностью. Преподаватели должны иметь ученую степень и опыт деятельности в кардиологии не менее 5 лет.

Высшее учебное заведение, реализующее стандарт подготовки специалиста по кардиологии, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов клинической, теоретической подготовки и научно-исследовательских работ обучаемых, предусмотренных по специальности. Проведение практических занятий предусматривает наличие специально оборудованных кабинетов, оснащённых необходимой аппаратурой, где врачи должны получать соответствующие навыки. У обучающихся должны быть возможности ознакомления с современными методами диагностики ССЗ, включая суточное мониторирование ЭКГ и АД, ЭКГ высокого разрешения, велоэргометрию (тредмил), ЭхоКГ и допплерографию сердца и сосудов, катетеризацию сердца и контрастную КАГ, радиоизотопные методы исследования сердца.

При обучении врачей используют различные элементы методического оснащения: иллюстративный материал (ЭКГ, эхограммы, коронарограммы и т.п.), истории болезни и индивидуальные карты больных, вопросы для разбора на семинаре, вопросы для программированного контроля знаний и ситуационные задачи (для практического занятия), слайды, материалы с лекциями, в том числе на СD-дисках и т.д. В последние годы традиционное преподавание дополняют новыми формами, среди которых наибольшее развитие получают дистанционные образовательные технологии, рассматриваемые как система форм и методов организации обучения, позволяющих обучаемому получать образование вне зависимости от его местонахождения и возможности очного контакта с преподавателем. Они предоставляют широкий набор учебно-методических и технических средств и материалов для самостоятельного обучения, активные занятия, возможность активного использования информационных технологий при определённых экономических преимуществах за счёт снижения стоимости обучения вследствие сокращения времени аудиторных занятий.

Выделяют кейсовое, Интернет и телекоммуникационное дистанционное образование. При кейс-технологии курсанту в начале цикла обучения предоставляют полный пакет информации, содержащий все необходимые учебные материалы и рабочий учебный план, график очной части учебного процесса. На самостоятельное изучение учебного материала отводят обычно 70-80% от общей обязательной нагрузки. Промежуточную аттестацию проводят в форме экзамена, зачётов, аттестационных работ. В конце курса врач сдаёт итоговый экзамен.

Интернет-технологии представляют виртуальный образовательный ресурс. который организуют и реализуют при использовании локальной компьютерной системы, например, на учебном сервере вуза, или глобальных систем, то есть по сети Интернет или иной сети. Они дают возможность получать в электронном виде книги, электронные лекции, базы данных справочной информации, видео- и аудиоматериалы, коллекции с описанием клинических случаев, специальные материалы по конкретным проблемам и т.д. В большинстве случаев доступ к этим материалам свободен.

Важной составляющей дистанционного образования служит комплекс дистанционной оценки знаний врача-кардиолога. Его организуют как интерактивную тестовую систему, включающую вопросы разной степени сложности из разделов Государственного образовательного стандарта. В ходе тестирования выявляют вопросы, требующие дополнительной проработки. В ходе телекоммуникационного образования профессорско-преподавательский состав, осуществляющий дистанционное обучение, и врачи, находящиеся в разных районах города или регионах, там, где есть аудитории, оборудованные специальными каналами связи (телекоммуникационными каналами), связываются между собой в режиме реального времени. Несмотря на разрыв между обучаемым и обучающим в пространстве, происходит получение и обмен информацией при проведении традиционных образовательных форм - лекций, семинаров, а также круглых столов, клинических разбором и т.д. При планировании сеанса телекоммуникационной связи рассчитывают время как на изложение материала, так и на контакт с обучаемыми в форме вопросов и отето. Так, например, при проведении круглого стола «Современные подходы к лечению мерцательной аритмии» с участием кардиологов и кардиохирургов на интерактивное обсуждение было отведено 25% от общего времени связи. Оценка эффективности телекоммуникационного образования свидетельствует о его экономической привлекательности.

Развитие телекоммуникационных сетей на всей территории России уже сегодня дало возможность открыть десятки аудиторий для внедрения этой образовательной технологии одновременно в вузах (например, в ММА им. И.М. Сеченова) и их учреждениях, что позволяет врачам, в том числе кардиологам, и реализовать потребности в современных знаниях при повышении эффективности использования рабочего времени.

И.Н. Денисов, С.Г. Горохова, Ю.М. Поздняков, А.М. Калинина
Последипломное обучение врачей

Похожие статьи
показать еще
 
Сердечно-сосудистая хирургия