Мероприятия по охране зрения детей и подростков

16 Июня в 11:53 2780 0


Мероприятия, проводимые медицинскими работниками школ:
— ежегодное (в сентябре — октябре) исследование остроты зрения у каждого школьника силами обученного офтальмологом коллектива педагогов и медицинских сестер. Результаты исследования фиксируют в журнале профилактического осмотра (список № 1 — ученики с нормальным зрением, список № 2 — ученики с пониженным зрением). По окончании профилактического осмотра журналы со списками № 1 и 2 передают в городах офтальмологам детских поликлиник, в сельской местности — районному офтальмологу, а при большом удалении населенных пукнтов от районного центра хранят на врачебном участке или фельдшерском пункте;

— обеспечение явки к офтальмологу детей с выявленным понижением зрения (список № 2) в установленные сроки;

— проведение беседы с педагогами, школьниками и родителями о профилактике близорукости, глазного травматизма и о необходимости ношения очков, выписанных офтальмологом. Осуществление систематического контроля за выполнением всех рекомендаций офтальмологов;

— направление в глазной кабинет (в соответствии с графиком работы офтальмолога) всех школьников, поставленных на диспансерный учет по поводу хронических заболеваний глаз (список № 3);

— осуществление контроля за созданием необходимых гигиенических условий школьникам (освещение, школьные доски, мебель и другое школьное оборудование) и корректировки условий занятий и отдыха в домашней обстановке;

— выделение совместно с педагогами младших классов (подобно детским садам) на основе списков офтальмолога группы «риска» по близорукости; обеспечение этим детям большей нагрузки на слуховой и меньшей — на зрительный анализаторы, более частых физкультурных пауз и тщательного контроля за правильной посадкой детей, правильным пользованием очками (отдельно для дали, близи или бифокальные); рассаживание этих детей ближе к окнам;

— обеспечение всех условий для углубленных осмотров офтальмологами всех школьников 3—4-х и 7—8-х классов.

Мероприятия, проводимые педагогами:
— ежегодное участие в проверке остроты зрения у каждого школьника. Формирование группы профилактики («риска») по близорукости.

Обеспечение в этих группах преимущественной нагрузки на слуховой и речевой аппараты. Осуществление регулярных физкультурных пауз во время урока через каждые 10—15 мин. Рассаживание этих детей у окон;
— осуществление контроля за правильной посадкой, а также правильным ношением очков школьниками;
— оказание помощи школьному врачу при определении и обеспечении естественной и искусственной освещенности классов в соответствии с нормативами (не менее 400 лк на рабочей поверхности);
— организация на переменах интересных игр, исключающих глазной травматизм, и ознакомление детей и родителей с увлекательными играми-занятиями дома и на улице. Проверка этих занятий. Информирование детей (беседы офтальмологов, сочинения и диктанты) о способах предупреждения глазных заболеваний и травм.



Ограничения по состоянию органа зрения для занятий физкультурой. Имеются 3 группы школьников с разной степенью ограничения для занятий физической культурой. При косоглазии, а также при остроте зрения в очках меньше 0,3 хотя бы на одном глазу противопоказаны упражнения, связанные с точным определением расстояния до спортивного снаряда (конь, барьеры и т. п.), так как при указанных состояниях обычно имеются расстройства бинокулярного глубинного зрения.

При близорукости выше 6,0 дптр чрезмерная физическая нагрузка или резкие толчки могут послужить причиной отслойки сетчатки. Поэтому при таких величинах близорукости следует проводить занятия по III группе, а при близорукости выше 8,0 дптр могут быть рекомендованы только вольные дыхательные упражнения.

Рекомендуемые основные положения о работе специализированного детского сада по лечению амблиопии и косоглазия. Специализированный детский сад предназначен для воспитания и лечения детей с дисбинокулярной, обскурационной амблиопией и косоглазием. Целью его деятельности является обеспечение повышения остроты зрения и развития или восстановления бинокулярного либо одновременного характера зрения.

Воспитатели специализированного детского сада проводят работу, предусмотренную программой воспитания, и продолжают лечебные мероприятия, назначенные офтальмологом.

Специализированные детские сады в соответствии с потребностями и численностью населения организуются районными и городскими службами образования по представлению и совместно со службами здравоохранения и являются базами региональных кабинетов по лечению косоглазия и амблиопии.

Общее педагогическое руководство, ответственность и контроль за работой специализированных детских садов осуществляют органы и учреждения образования.

Ответственность за специальное лечение и оказание общей медицинской помощи детям в специализированных детских садах возлагается на органы и учреждения здравоохранения.

Органы и учреждения образования, в ведении которых находятся специализированные детские сады, обеспечивают их кадрами, помещениями, необходимым оборудованием, финансами, продуктами питания и материалами для работы с детьми.

Органы и учреждения здравоохранения обеспечивают специализированные детские сады квалифицрованными медицинскими работниками, необходимым медицинским оборудованием и медикаментами.

Специализированные детские сады открываются по решениям регионального руководства (мэрии, округа, префектуры и т. д.).
В группах специализированного детского сада не должно быть более 20 детей.

Специализированные детские сады организуются как самостоятельные учреждения интернатного типа и работают круглосуточно, за исключением выходных и праздничных дней. Допускается организация групп детей с 12-часовым пребыванием.

Ковалевский Е.И.
Похожие статьи
показать еще
 
Офтальмология