Гигиенические основы освещения и зрительная работа

16 Июня в 11:28 922 0


Свет является естественным условием жизни на Земле, в том числе и развития человеческого организма, сохранения здоровья, обеспечения обучения, производительного труда, что связано с работой зрительного анализатора.

Новорожденные и дети первого года жизни нуждаются в высоком уровне освещенности в местах не только бодрствования, но и сна. Для малышей-«ползунков» высокую освещенность необходимо создавать ближе к полу, т. е. там, где они играют. Для дошкольников светильники располагаются не только на потолке, но и на стенах ближе к полу.

Выбирая ориентацию детских учреждений, гигиенисты рекомендуют располагать окна классных комнат на южную и юго-восточную стороны, т. е. в сторону более активной и длительной инсоляции, что справедливо для всех климатических районов.

Офтальмологами и гигиенистами установлено, что у около 30% учащихся к концу обучения в школе понижается зрение в связи с развитием близорукости. Материалы обследования школьников свидетельствуют как об увеличении числа близоруких детей, так и о росте у них с возрастом стадии, величины и степени снижения остроты зрения. В возникновении и прогрессировании этого процесса играют роль многие факторы: наследственность, недостаточное физическое развитие, малоподвижный образ жизни, заболевания опорно-двигательного аппарата, кариес зубов, хронические болезни, длительные зрительные нагрузки в процессе игр с мелкими игрушками, нечеткий и мелкий книжный шрифт, близкое расстояние от глаз до поверхности стола, несоответствующие росту парты и др.

Существенное значение в развитии близорукости играет недостаточная освещенность. Оптимальные условия освещенности среды обитания, игр, работы обеспечивают хорошее зрительное восприятие и активное поведение (проф. Э. С. Аветисов, Т. С. Смирнова, А. Н. Добромыслов и др.).

Естественное освещение должно быть достаточным по силе, равномерным и не создавать блескости.

Естественная освещенность определяется ее коэффициентом (КЕО); она выражает отношение освещенности данного места помещения в люксах к освещенности снаружи под открытым небом в той же плоскости и выражается в процентах. В средней полосе в дошкольных и школьных учреждениях в удаленных от окон точках помещения КЕО должен быть не менее 1,5%, а в комнатах для повышенной зрительной работы (черчение и рисование) не менее 2%. Однако даже эти показатели КЕО не обеспечивают надлежащих условий для высокой и неутомительной работы (игры).

Минимальная благоприятная освещенность составляет 600 лк, что соответствует КЕО для средних широт 2,5— 5,7%. Цвета (тон) «теплой» части спектра и светлая окраска потолков, стен, пола повышают освещенность за счет отражения света.

Освещенность также обусловлена световым коэффициентом (СК). Он определяется отношением остекленной поверхности окон к площади пола. В комнатах, где дети и взрослые пребывают основное время и выполняют работу, связанную со зрительной нагрузкой, СК должен быть не менее 1:4.
Для лучших условий зрительной работы в учебных и производственных помещениях парты, столы, станки, приборы устанавливаются так, чтобы свет падал слева и расстояние от глаз до рассматриваемого объекта было в пределах 30—40 см.



На протяжении разных времен года естественное освещение в течение большей части суток различно. Поэтому должно быть и искусственное освещение. К нему предъявляются прежде всего многие гигиенические требования. Так, оно должно быть достаточным по интенсивности, равномерным, обеспечивать благоприятное соотношение яркостей в поле зрения, не создавать блескости. Наиболее рационально освещение люминесцентными лампами, свет которых близок к естественному и оказывает благоприятное действие как на зрительные функции, так и на общую работоспособность.

В нашей стране существуют определенные нормы и показатели искусственного освещения помещений (табл. 24). Эти нормы в различных высокоразвитых странах различны и определяются уровнем экономического потенциала.

Таблица 24. Показатели искусственной освещенности некоторых учреждений
Показатели искусственной освещенности некоторых учреждений

Нормативная освещенность в классе может быть обеспечена 24 люминесцентными лампами мощностью по 40 Вт (либо 12 ламп по 80 Вт) или 8 лампами накаливания по 300 Вт каждая. Из люминесцентных светильников оптимальными являются светильники серии ЛСО-02, ЛПО-23, из светильников с лампами накаливания рекомендуется кольцевой (5 экранирующих колец) светильник СК-300 или молочные шары с лампами 300 Вт.

Успешная зрительная работа возможна в случаях, когда имеется хорошая зрительная адаптация к ней (приспособление к данной освещенности).

Адаптация к интенсивному свету происходит в течение нескольких секунд — минут, к пониженной освещенности она составляет десятки минут — час. Поэтому показатели темновой адаптации необходимо учитывать при работе, связанной с ночным временем (водители транспорта, шахтеры и др.).

В условиях производства, особенно при выполнении точных работ, должны осуществляться высокие требования к освещению рабочих мест. При недостаточном освещении возникает понижение зрительных функций, нарастает утомление, понижаются работоспособность и производительность труда, повышается опасность производственного травматизма.

Низкая освещенность способствует не только росту близорукости, но и появлению астенопии.

Гигиенические требования к освещенности производственного помещения должны непременно предусматривать возможности равномерного распределения яркости в поле зрения и ограничение теней, что достигается созданием общего и местного освещения, а также ограничение прямой и отраженной блескости (чрезмерной слепящей яркости) путем правильного расположения светильников, регулировки интенсивности светового потока.

Ковалевский Е.И.
Похожие статьи
показать еще
 
Офтальмология