Реабилитология. Методология в научном познании

20 Мая в 6:56 1256 0


Краеугольным камнем в познании любого явления является методология его исследования. В медико-биологических науках вопрос методологии всегда стоял довольно остро, вызывая на всем протяжении развития научной мысли многочисленные споры. Для предметного разговора о методологических основах медицинской реабилитологии необходимо понимание самого понятия «методология». Часть современных (западных) ученых понимают под методологией совокупность методов, приемов, методик и способов организации теоретической и практической деятельности.

При этом обычно не делается никаких различий между приемами, способами, методами и методиками: все указанные понятия рассматриваются как тождественные друг другу. На наш взгляд, это неверно. Метод следует определить как систему правил или предписаний о способах и приемах по осуществлению целенаправленной теоретической или практической деятельности, а методику - как совокупность методов. Большинство ученых определяют понятие «методология» как совокупность теоретических подходов, определяющих принципы исследования и сущность изучаемого предмета. Другими словами, суть методологии состоит не только в том, чтобы ответить на вопрос, какие методы и методики используются при исследовании, но и в том, чтобы вначале определить предмет исследования, а затем принципы построения исследовательского процесса.

Таким образом, методология делится как бы на две части: а) учение о теоретических основах и принципах познания; б) обоснование способов и приемов исследования, опирающихся на эти основы. Если говорить о методологии в этом контексте, то неизбежно встает вопрос: каково направление и на каких принципах возможно построение методологии в медико-биологических науках, т. е. каков способ организации научной деятельности (исследований), направленной на получение новых знаний о закономерностях, взаимосвязях и механизмах жизнедеятельности биологических организмов. При определении способа познания следует исходить из природы предмета изучения. Так как интегральным объектом изучения в медико-биологических науках является живой организм с его сложной многоуровневой структурой и полифункциональной модальностью, то главным принципом построения методологии его изучения следует считать системный подход.

Системный подход - это направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, т. е. рассмотрение объекта как системы (система - совокупность элементов и связей между ними). С точки зрения системного подхода организм - это система, имеющая цель своего существования, целевую функцию и состоящая из менее сложных подсистем (функция - процесс, происходящий внутри системы и имеющий определенный результат).

Поэтому практически все современные медико-биологические науки построены по системному принципу. Системный подход, под которым понимается некоторый обобщенный исследовательский процесс, является не столько методом решения задач, сколько методом их постановки. Как говорится, правильно заданный вопрос - половина ответа. Системный подход - это исследовательский подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой и обратную связь.

Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов в биологических организмах (процесс - динамическое изменение системы во времени). Его суть - реализация требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы. В узкометодическом смысле системный подход требует применения системных (комплексных) методов к исследованию явлений и процессов в живой биологической системе, в которой выделены элементы внутренних и внешних связей.


Основные принципы системного подхода

Целостность, позволяющая рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, т. е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, взаимодействующих на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации, которая, как известно, представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Понятие «системный подход» в методологии медико-биологических исследований неизбежно должно быть дополнено и понятием «структурность» (структура - устойчивость взаимоотношений между элементами системы), так как диалектическая взаимообусловленность структурных признаков и функционально-системных процессов в живых биологических системах хорошо известна.

Следует указать ряд аспектов, которые необходимо исследовать при реализации системно-структурного подхода в медико-биологических науках:
системно-элементный - выявление элементов, составляющих данную систему;

системно-структурный - выяснение внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы, позволяющее получить представление о строении и структурной организации исследуемого объекта;

системно-интеграционный - определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;

системно-функциональный - выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;

системно-коммуникационный - выявление внешних связей данного объекта с другими, т. е. его связей с окружающей средой;

системно-эволюционный - выяснение условий во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы его развития.

Кроме того, само исследование должно начинаться с отработки следующих аспектов:
системно-целевого - научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;
системно-ресурсного - выявления ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы.

В основу организации системного подхода в медицинской реабилитологии следует положить теорию функциональных систем П. К. Анохина. Она позволяет по-иному взглянуть на уже известные, но не всегда понятные до конца биологические феномены, а кроме того, дает возможность изменить принципы практического использования полученных знаний.

А.С. Медведев
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация