Методические аспекты. Уровни и принципы построения реабилитационного процесса

22 Мая в 13:54 1587 0


По данным мировой медицинской статистики (А. Н. Разумов, В. И. Покровский. Здоровье здорового человека. М., 2007), лишь 5-7% людей от общей численности населения как у нас, так и за рубежом считаются абсолютно здоровыми (физиологическая норма), а у 55-70% населения имеются начальные признаки функциональных нарушений: дезадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности или 1-2 хронических заболевания в стадии устойчивой ремиссии (по нашей классификации, донозологические или преморбидные состояния).

Возврат к физиологической норме предполагает восстановление механизмов адекватного реагирования организма в процессе его жизнедеятельности. Так как в этом случае болезни еще нет (донозологическое или преморбидное состояние), то следует говорить о донозологическом уровне реабилитации. Таким образом, можно констатировать, что приоритетным организационно-методическим направлением медицинской реабилитации должна стать донозологическая реабилитация, ввиду того, что именно она решает задачу возвращения и сохранения здоровья 70-75% населения. Так как при этом реабилитационные мероприятия в обязательном порядке должны носить профилактический характер, то следует сделать вывод: в основу методологии медицинской реабилитологии должен быть положен единый реабилитационно-профилактический подход.

Система медицинской донозологической реабилитации должна базироваться на системе оценки качества и количества здоровья (оценка состояния основных функциональных систем) и диагностике донозологических и преморбидных состояний. С учетом всего вышеизложенного наиболее оптимальная структура донозологической медицинской реабилитации (в соответствии со стратегией ВОЗ) может быть представлена следующими направлениями:
  • мониторинг состояния здоровья - оценка количества и качества здоровья и функциональных резервов по отдельным системам жизнеобеспечения (резервы здоровья);
  • донозологическая диагностика - определение на ранних стадиях развития дезадаптационного синдрома донозологических (напряжение адаптации), предболезненных (истощение адаптации) и хронических (срыв адаптации) состояний в стадии стойкой ремиссии;
  • донозологическая реабилитация - коррекция донозологических, преморбидных и хронических состояний в стадии стойкой ремиссии;
  • опережающая профилактика преморбидных и патологических состояний - наращивание функциональных резервов по каждой конкретной функциональной системе.

Для оценки состояния функциональных систем и их резервов следует использовать приведенную выше классификацию адаптационного потенциала (физиологическая норма, донозоло-гическое состояние, преморбидное состояние и срыв адаптации), так как снижение адаптационных возможностей организма - главная причина последующего полома приспособительных механизмов и появления патологических отклонений.

Качество и степень напряжения, истощения и полома той или иной функциональной системы при этом может быть охарактеризована специфическими функциональными показателями вегетативного гомеостаза, а также ее иммуно-биохимическими параметрами метаболизма и регуляции. При этом оценка функционального состояния системы реагирования не является самоцелью, а лишь обосновывает выбор адекватных способов его коррекции (реабилитации). Именно такой подход позволяет осуществлять постоянное адресное наблюдение и своевременное медико-социальное реабилитационно-профилактическое вмешательство в соответствии с состоянием адаптационных механизмов организма.

Успешное построение реабилитационного процесса требует соблюдения 7 методологических принципов.

1. Диагностическая интеграция этиологических факторов, исследование степени взаимосвязи и взаимовлияния экологических (средовых) факторов и функциональных систем организма. При определении этиологии по каждому диагностическому направлению (экологическому, социальному и медицинскому) необходимо не только объективно выявить их главные причины, определить сопутствующие условия, но и установить их качественную структурную межгрупповую взаимосвязь, объективизировав степень их взаимного потенцирования, мониторинг здоровья на количественную оценку резервных возможностей организма. При этом диагностический процесс должен быть экспрессивным, максимально неинвазивным и достаточно объективным.

2. Дифференцированное определение стратегии и тактики реабилитационного процесса по каждому виду и уровню реабилитации (многоцелевой принцип) при сохранении единства (горизонтальная - межуровневая, вертикальная - межвидовая интеграция) всего реабилитационного процесса. Этот принцип предполагает, что при планировании предстоящего реабилитационного процесса обязательно должны быть определены отдельные (по виду реабилитации и на каждом ее уровне) достижимая цель и прогноз. Если в лечебном процессе существует принцип обязательности лечения вне зависимости от продолжительности, формы и прогноза болезни, то в реабилитационном процессе ставится только та цель, которая может быть достигнута. При этом могут быть сформированы разные цели и по видам (медицинская, социальная, профессиональная), и по уровням (донозологическая, постнозологическая, компенсационная) реабилитационного процесса.



Точно так же определяется и тактика реабилитации отдельно по ее видам и уровням: а) текущая ближайшая задача в последовательной цепи достижения результата; б) методы и условия его достижения; в) текущий временной прогноз по каждому уровню. При разных видах и уровнях реабилитации могут быть определены и различные условия ее проведения, но все перечисленные составляющие могут быть реализованы только в неразрывном единстве.

3. Индивидуальная, последовательная и поуровневаяреализация реабилитационных мероприятий (раннее начало, этапное развитие, непрерывность и преемственность этапов, профилактическая направленность). Суть этого принципа заключается в том, что алгоритм реабилитационного процесса, формируемый на основе общих принципов, должен быть сориентирован строго индивидуально (именно на этого больного) на основе раздельного посистемного и поуровневого функционального подхода: для каждой системы и уровня реабилитации свой набор мероприятий с обязательным выделением ее этапов. Должна быть определена и обоснована очередность и преемственность этапов. Реабилитационный процесс должен начинаться еще во время лечения, так как развертывание саногенетических механизмов начинается на стадии реализации патогенеза и от мощности и эффективности саногенетических механизмов во многом будет зависеть успешность терапевтического воздействия и исход болезни.

Реабилитационные мероприятия в обязательном порядке должны иметь опережающий (профилактический) характер, упреждая проявления очередного этапа патогенетической цепи.

4. Непрерывность реабилитационного процесса в течение всего периода реабилитации. На всем протяжении реабилитационного процесса он не должен приостанавливаться. Даже при достижении его основной цели - реабилитации преморбидного и донозологического состояний - он должен быть трансфомирован в процесс сохранения и укрепления здоровья (увеличение функциональных резервов) с использованием современных комплексных оздоровительных технологий и всего арсенала немедикаментозных средств.

5. Нацеленность реабилитационного процесса на максимально возможную реализацию потенциала здоровья с акцентом на оптимизацию адаптивных (регуляторных) возможностей организма. Этот принцип постулирует главный методический прием медицинской реабилитологии - максимально возможную активацию адаптивного потенциала как отдельно взятой реабилитируемой функциональной системы, так и всего организма. Создание условий для реализации существующего адаптивного потенциала, а также условий для его развития, т. е. для процесса длительной приспособительной адаптации - полезной трансформации звеньев самой функциональной системы реагирования, и есть основная цель процесса реабилитации.

6. Создание у реабилитируемого мотивации к самостоятельному использованию реабилитационных технологий в течение всего процесса. Врач-реабилитолог в процессе реализации реабилитационной прогаммы обязан создать условия для формирования у пациента состояния внутренней физической, психической и духовной гармонии, а также гармонии с экологической и социальной средой. Кроме того, обязательным условием успешности реабилитационного процесса является активное участие самого реабилитируемого, постоянное сотрудничество врачареабилитолога, пациента и его социального окружения. Педагогическая составляющая в реабилитационном процессе должна быть нацелена на формирование у больного культуры здоровья и выработки мотивации к ее активному развитию.

7. Коллегиальность и преемственность в реализации реабилитационного процесса. Данный принцип предполагает обязательное активное участие в реабилитационном процессе врачареабилитолога, врачей других узких специальностей, а также социальных работников, специалистов по профессиональной реабилитации и др. Ведущая роль в организации этого взаимодействия безусловно принадлежит врачу-реабилитологу, так как именно он формирует комплексную реабилитационную программу и обеспечивает взаимодействие и преемственность специалистов разных направлений. Подготовленный врач-реабилитолог разрабатывает и реализовывает комплексные реабилитационно-профилактические программы. Он должен глубоко знать физиологические, этиопатогенетические и саногенетические механизмы организма, иметь профессиональное реабилитационно-профилактическое мышление, что предполагает активное и избирательное содействие врача физиологическим компенсаторно-приспособительным и саногенетическим механизмам сохранения и восстановления здоровья.

А.С. Медведев
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация