Методические аспекты процесса реабилитации. Основные направления в психотерапии

22 Мая в 14:57 965 0


Выделяют следующие основные направления в психотерапии.

1. Динамическая (психоаналитическая) психотерапия берет начало от классического психоанализа Фрейда, цель которого - выявление патологических нейрофизиологических механизмов (патологических доминант), которые могут быть следствием, причиной или звеном патогенеза заболевания (психосоматические болезни). В дальнейшем с помощью различных психологических приемов формируются саногенетические механизмы блокирования патологических доминант и, в конечном счете, способы реабилитации нейрофизиологических процессов. Ведущим методическим приемом психотерапевтического реабилитационного воздействия является конфронтация - столкновение пациента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, отношениями, установками, с характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами. Осознание и понимание пациентом своего внутреннего конфликта - это лишь начало психотерапевтического процесса. Недостаточно адекватные отношения как следствие «изъянов» развития личности в определенных жизненных ситуациях могут быть не столько условием внешних и внутренних конфликтов, сколько причиной неспособности человека разрешать эти конфликты. Поэтому основная задача психотерапии -изменение, реорганизация системы отношений личности и формирование на этой основе новых, зрелых форм восприятия, переживаний и поведения пациента.

2. Поведенческая (условно-рефлекторная) терапия предполагает использование психотерапевтических приемов, направленных на торможение и перестройку с помощью тренировок патологических условных связей, а также на обучение новым, желательным, формам поведения (выработка нового условного рефлекса). Различные комплексы упражнений, используемые при этом виде лечения, способствуют преодолению психогенно возникших психопатологических нарушений, замене страха, тревоги, беспокойства релаксацией. Пациент под руководством врача приучает себя адаптироваться к травмирующей ситуации. Наиболее распространенными методы реципрокного торможения (Wolpe, 1958), «фединга» (Ost, 1978), десенсибилизации тревожно-фобических установок (Pearlman, 1980), «наводнения» (Frankl, 1966) и «погружения в ситуацию» (Zitrin, 1980).

3. Нейролингвистическое программирование - психотерапевтический метод, направленный на коррекцию повреждений «центральной архитектуры» функциональных систем организма, иначе говоря, на реабилитацию их структурно-функциональной целостности. С помощью специальных психотерапевтических приемов формируется лингвистическая саногенетическая программа «перепрограммирования» (кодирования) человека на новые, более адаптивные (более желательные) стереотипы путем закрепления опыта переживания различных жизненных ситуаций, взаимодействия с другими людьми, преодоления стрессовых ситуаций и переживаний на основе учета особенностей развития данного заболевания и индивидуальности пациента.

4. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия включает в себя разнообразные приемы: экзистенциальную психотерапию, дизайн-анализ, логотерапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальт-терапию. «Гуманистическая» психотерапия во многом развивалась как альтернатива психоанализу и условно-рефлекторной терапии. В ее основе лежит создание нейрофизиологического механизма формирования социальной доминанты (общественное признание) как основной человеческой потребности и детерминанты поведения и развития личности (реализация своих потенциальных возможностей и осуществление определенных жизненных целей). Основная цель этого вида психотерапии - восстановление целостности и единства человеческой личности, что может быть достигнуто за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса. Пациент может получить новый уникальный опыт при общении с другими людьми (с психотерапевтом, психотерапевтической группой), при общении с самим собой (с ранее закрытыми аспектами собственного Я) за счет приобщения к высшему началу.



5. Суггестивная психотерапия (внушение) - психическое воздействие на человека путем внушения ему мыслей, желаний, эмоций без их логической переработки и критического осмысления человеком (не рациональное, а эмоциональное внушение). Различают следующие виды суггестивной психотерапии: а) внушение в состоянии бодрствования; б) самовнушение или саморегуляция (аутогенная тренировка); в) гипноз классический; г) эриксоновский гипноз; д) наркопсихотерапия (введение барбитуратов для повышения внушаемости).

6. Арттерапия - использование деятельности изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура и др.), которая направлена на активизацию общения с психотерапевтом и группой, более ясное и тонкое выражение своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, и на творческое самовыражение -с другой.

7. Трудотерапия - активный реабилитационный метод восстановления либо компенсации утраченных функций при помощи разумной работы, направленной на создание полезного продукта, включающий локомоторный, нервно-рефлекторный, психоэмоциональный, интеллектуальный компоненты.

Цели трудотерапии: лечебно-тренирующая (восстановление нарушенной функции), психотерапевтическая (отвлекающее воздействие, коррекция психических процессов), обучающая (обучение или переобучение новым трудовым навыкам, исходя из остаточной функции). Применение трудотерапии в комплексе реабилитационных мероприятий позволяет улучшить клинико-функциональные исходы лечения, снизить сроки нетрудоспособности, возвратить реабилитируемого к общественно-полезному труду, интегрировать его в социальную среду.

В зависимости от реабилитационных задач, способов воздействия, методических приемов, типа контакта между пациентом и психотерапевтом психотерапия может быть индивидуальной, групповой, семейной. При совмещении индивидуальной и групповой (или семейной) психотерапии, т. е. когда пациент проходит индивидуальное лечение с психотерапевтом и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии, говорят о комбинированной психотерапии.

При проведении психотерапевтического воздействия необходимо соблюдать ряд правил: а) обязательная ориентация на будущую профессиональную деятельность; б) правильный подбор методик с учетом реабилитируемых функций; в) раннее начало, щадящая нагрузка, постепенность ее увеличения и продолжительности.

Подводя итог описанию методических реабилитационных приемов, следует повторить, что нами не ставилась цель наиболее полно описать конкретные методы реабилитации при исследовании той или иной нозологической единицы. Выбор реабилитационных мер во многом обусловлен индивидуальными особенностями пациента и конкретными условиями проведения реабилитации. Обоснование и выбор необходимых реабилитационных мер для того или иного вида патологического состояния, для включения в реабилитационную программу является прерогативой врача-реабилитолога, непосредственно работающего с пациентом.

А.С. Медведев
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация