Методические аспекты. Методы диагностики в процессе реабилитации

22 Мая в 14:22 1869 0


Клинический метод предполагает прежде всего сбор анамнеза путем расспроса пациента, клинический осмотр и инструментальное исследование.

Сбор анамнеза (расспрос). В реабилитационной практике ему уделяется особое внимание. Связано это с тем, что личностная оценка пациентом состояния своих биологических функций, качества социальной жизни и профессиональной удовлетворенности может стать отправной точкой для начала реабилитационного процесса. Анамнез необходимо построить таким образом, чтобы не пропустить существенных деталей и отправных (этиологических) моментов в развитии заболевания, но в то же время отделить субъективную оценку от объективных признаков патологического процесса.

Примерная схема сбора реабилитационного анамнеза приведена в базовом алгоритме реабилитационной программы. Для упорядочения процедуры расспроса пациентов и получения количественных оценок, особенно в оценке социального и профессионального статуса, применяются специализированные опросники, например шкала повседневной деятельности (индекс Бартела, 1965) или шкала функциональной независимости (Американская академия физиотерапии и реабилитации, 1994).

Шкала функциональной активности (FIM) состоит из 18 пунктов с 7-балльной шкалой, отражающих состояние двигательных функций, оценку сохранности интеллектуальных способностей и степень социально-бытовой независимости. Этот опросник рассчитан в основном на тестирование инвалидов, но социальные последствия болезни не ограничиваются только нарушением бытовой активности.

Опросник качества жизни (EUROQOL, 1993), разработанный европейскими реабилитологами, - наиболее унифицированный для врача-реабилитолога инструмент измерения степени социальных ограничений, возникших вследствие болезни. Этот опросник предполагает самооценку пациентом сфер своей жизнедеятельности.

Кроме приведенных выше опросников общего типа существует целый ряд нозологических, специфических опросников, например для онкологических больных или больных бронхиальной астмой. Вид и количество используемых опросников определяется самостоятельно врачом-реабилитологом, исходя из конкретной ситуации и состояния больного.

Клинический осмотр имеет целью скорректировать и объективизировать данные, полученные в ходе расспроса, а также дополнительные сведения о последствиях заболевания. В ходе его реализуется клиническая схема исследования кожи, слизистых, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем посредством перкуссии, пальпации и аускультации; в полном объеме используется также антропометрия.

Инструментальные исследования применяются для объективизации диагноза, выяснения механизмов патогенеза и состояния саногенетических механизмов. Применяются как методы морфологического исследования (рентген, ультразвук, методики ядерно-магнитного резонанса), так и инвазивные способы (эндоскопия, биопсия и т. д.). Кроме того, используется полный набор клинико-лабораторных методов.



Особое место в диагностической программе медицинской реабилитации занимают методы функциональной диагностики. Становление их стало прямым следствием развития клинической физиологии, установившей, что нарушение функции органа не всегда пропорционально объему обнаруживаемых в нем морфологических изменений. Так, тяжелые функциональные расстройства при бронхиальной астме не всегда сопровождаются большими структурными повреждениями, и наоборот, при замещении опухолью 2/3 поджелудочной железы клинические признаки ее функциональной недостаточности при обычной нагрузке могут отсутствовать. Между тем ограничение жизнедеятельности связано прежде всего с функциональной недостаточностью. Так как восстановление функции и увеличение функционального резерва (количество и качество здоровья) являются основными задачами реабилитации, то методы оценки функциональной достаточности являются ключевыми в реабилитационном процессе.

Цель использования методов функциональной диагностики: а) выявление скрытых функциональных нарушений в органе или системе; б) уточнение патогенетической природы этих нарушений; в) установление обратимости или необратимости процесса; г) определение функциональных резервов; д) подбор наиболее функционально обоснованного метода реабилитации; е) оценка эффективности проведенной реабилитации. Некоторые методики функциональной диагностики, такие как электрокардиография, разработаны довольно хорошо, другие, как, например, термография, вследствие их технической трудоемкости разработаны лишь частично и используются довольно ограниченно. Следует заметить, что многие методы (УЗИ, рентген), позволяющие получать информацию о морфологическом строении исследуемых органов и тканей, могут быть использованы и для оценки таких функций, как их сохранность и резерв.

Функциональные исследования обычно проводят врачи функциональной диагностики, а не врачи-реабилитологи. Однако предложение плана проведения функциональных исследований, равно как и обоснование выбранного метода, - прерогатива именно врача-реабилитолога, которому и принадлежит право окончательной интерпретации полученных результатов. В связи с этим врач-реабилитолог обязан знать суть используемых методов, степень их специфичности и точности, показания для их применения, принципы интерпретации результатов, а также причины возможных ошибок.

А.С. Медведев
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация