Функциональная система социального взаимодействия и профессиональной реализации - шкала функциональной независимости, опросы, тесты

22 Мая в 15:54 1685 0


Для первичной оценки функциональной системы социального взаимодействия используются специализированные опросники, такие как «Шкала повседневной деятельности» (индекс Бартела, 1965) или «Шкала функциональной независимости» (Американская академия физиотерапии и реабилитации, 1994). Приведем описание последней.

Шкала функциональной независимости (7-балльная):

7 - полная независимость в реализации соответствующих функций (все действия выполнятся самостоятельно в общепринятой манере, с разумными затратами времени);
6 - ограниченная независимость (испытуемый проводит все действия самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в постороннем совете);
5 - минимальная зависимость (при выполнении действий требуется наблюдение и ограниченная посторонняя помощь);
4 - незначительная независимость (при выполнении действий нуждается в посторонней помощи, но более 75% действий выполняет самостоятельно);
3 - умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 5075% действий);
2 - значительная зависимость (самостоятельно выполняет 25-50% действий);
1 - полная зависимость от окружающих (самостоятельно может выполнять менее 25% действий).

Пункты опроса:

Самообслуживание

1. Прием пищи (пользование столовыми приборами, поднесение пищи ко рту, жевание, глотание).
2. Личная гигиена (чистка зубов, причесывание, умывание лица и рук, бритье или макияж).
3. Принятие ванны (мытье и вытирание тела).
4. Одевание (верхняя часть тела).
5. Одевание (нижняя часть тела).
6. Туалет (использование туалетной бумаги, гигиенических пакетов).

Контроль тазовых функций

7. Мочевой пузырь (контроль мочеиспускания, использование катетера).
8. Прямая кишка (контроль акта дефекации, использование клизмы, слабительных, калоприемника).

Перемещение

9. Кровать, стул, инвалидное кресло (способность вставать, садиться).
10. Туалет (способность добираться до туалета и пользоваться унитазом).
11. Ванна (способность добираться до ванной и самостоятельно ею пользоваться).

Подвижность

12. Ходьба/передвижение (7 баллов - самостоятельная ходьба на расстояние не менее 50 м, 1 балл - невозможность преодолеть любым способом (инвалидная коляска) расстояние более 17 м).
13. Подъем по лестнице (7 баллов - подъем по лестнице без посторонней помощи, 1 балл - невозможность преодолеть 4 ступени).

Общение

14. Восприятие внешней информации (свободное понимание речи или письма).


15. Изложение собственных желаний и мыслей (свободная речь или письмо).

Социальная активность

16. Социальная интеграция (взаимодействие с членами семьи, медперсоналом, прочим социальным окружением).
17. Принятие решений (умение самостоятельно решать проблемы финансовые, социальные, а также личного характера).
18. Память (запоминание, воспроизведение, обучение, узнавание).

Приведенный выше опросник, как можно заметить, рассчитан в большей мере на тестирование инвалидов. Но социальные последствия болезни не ограничиваются только нарушением бытовой активности. Наиболее унифицированным для врача-реабилитолога инструментом для измерения степени социальных ограничений, возникших вследствие болезни, является «Опросник качества жизни» (EUROQOL, 1993), разработанный европейскими реабилитологами:

Мобильность

1. У меня не возникает никаких проблем с передвижением.
2. У меня есть затруднения при передвижении.
3. Я полностью прикован к коляске и постели.

Самообслуживание

1. У меня нет проблем с самообслуживанием.
2. У меня есть проблемы с соблюдением личной гигиены (одевание, умывание, туалет).
3. Я совершенно не могу самостоятельно соблюдать личную гигиену.

Бытовая активность

1. У меня нет проблем с выполнением привычных повседневных обязанностей (ведение домашнего хозяйства, работа, учеба, отдых).
2. У меня есть проблемы с выполнением привычных повседневных обязанностей.
3. Я совершенно не могу выполнять привычные повседневные обязанности.

Боль/дискомфорт

1. Я не испытываю какой-либо боли или дискомфорта.
2. Я испытываю умеренные периодические боли или дискомфорт.
3. Я испытываю интенсивные и длительные боли или дискомфорт.

Тревога/депрессия

1. Я не испытываю тревоги или депрессии.
2. Я испытываю периодическую и умеренную тревогу или депрессию.
3. Я испытываю сильную и длительную тревогу или депрессию.

Данный опросник предполагает самооценку пациентом сфер своей жизнедеятельности. Кроме приведенных выше опросников общего типа существует целый ряд специфических нозологических опросников (например, для онкологических больных или лиц, страдающих бронхиальной астмой), а также набор профессиональных опросников. Тип и количество используемых опросников врач-реабилитолог определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и состояния больного.

А.С. Медведев
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация