Экологическая реабилитология. Социально-психологические факторы. Комплекс соматовегетативных реакций

22 Мая в 13:13 980 0


Согласно теории функциональных систем, ключевую роль в организации целенаправленного поведения играют эмоции. Непрерывно «окрашивая» различные этапы поведения, эмоции мобилизуют организм на удовлетворение ведущих биологических или социальных потребностей. Эмоции представляют собой субъективное психологическое состояние человека, качественно и количественно зависящее от характера социальной или биологической мотивации, возможности и реальности удовлетворения потребности при целенаправленном поведении и характеризующееся комплексом соматовегетативных реакций.

Они рассматриваются как психические реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия и приятия ситуации (положительные эмоции) или неудовольствия и неприятия ситуации (отрицательные эмоции). Если первые побуждают субъекта к достижению, сохранению и повторению, то вторые стимулируют деятельность, направленную на избегание ситуаций, их вызывающих. Степень выраженности эмоций отражает значимость явлений и ситуаций, сохраняя сложившуюся в процессе эволюции роль важнейшего приспособительного механизма - условнорефлекторного положительного или отрицательного подкрепления в процессе жизненного обучения, т. е. наиболее эффективного и быстрого определения полезности или вредности сложившихся в данный момент условий.

Важнейшей чертой эмоций является их доминантность по отношению к другим психологическим реакциям и состояниям, а также их способность охватить весь организм, подготовив его к выполнению биологически важной деятельности. Эмоциональное возбуждение, возникшее в эмоциогенных зонах мозга, относящихся к структурам лимбико-ретикулярного комплекса, включает различные нейроэндокринные механизмы, связанные с функцией желез внутренней секреции, что приводит к активации симпатоадреналовой и ренин-ангиотензиновых систем. Охватывая практически все стороны деятельности живого организма, эмоциональное возбуждение вызывает комплексные соматовегетативные реакции, выражающиеся в поведенческих, голосовых, мимических реакциях, перестройке деятельности внутренних органов.

При эмоциональных реакциях происходит адаптивная перестройка деятельности функциональных систем организма, способствующая мобилизации организма на достижение полезного приспособительного результата. Например, сосудистые прессорные влияния, порождаемые эмоциональным возбуждением, преобладают над депрессорными механизмами, что приводит к развитию гипертензивных реакций. Однако в здоровом организме депрессорные механизмы способны преодолеть гипертензивные влияния и тем самым надежно обеспечить стабильное поддержание оптимального уровня гемодинамических показателей. В нормальных условиях такого рода реакции бывают кратковременными. Они устраняются вместе с прекращением отрицательного эмоционального состояния.



Положение меняется при появлении условий к суммации отдельных отрицательных эмоциональных реакций и к формированию длительных отрицательных эмоциональных состояний. Систематическая неудовлетворенность результатом поведения, связанная с невозможностью достижения приспособительного эффекта, неуверенностью и безысходностью в решении поставленных задач, порождает длительное непрерывное негативное эмоциональное состояние - эмоциональный стресс, который характеризуется комплексом соматовегетативных нарушений, затрагивающих поведенческие механизмы и вегетативные функции.

В этом случае сами отрицательные эмоциональные реакции, как и их соматовегетативные проявления, теряют адаптивный характер и могут стать причиной патологических процессов. Моделями эмоционального стресса служат невротические расстройства, а также психозы, протекающие с выраженными аффективными проявлениями. Патогенная по отношению к внутренним органам функция эмоционального стресса связана с тем, что его вегетативное выражение включает в себя как избыточную длительную активацию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

Таким образом, эмоциональный стресс характеризуется состоянием выраженного эмоционального возбуждения, возникающего под влиянием психологического конфликта, затрагивающего значимые интересы личности. Формирующееся в таких условиях эмоциональное состояние обладает свойствами доминанты, тормозя по закону отрицательной индукции другие виды психической деятельности. Оно нарушает психические саногенетические возможности индивида, что приводит к нарушению эмоционального гомеостаза и выходу результирующего вектора за генетически обусловленные границы.

Биологическая значимость эмоций не только сохранилась и закрепилась эволюцией, но и получила наибольшее развитие в поведенческой и трудовой деятельности человека, в первую очередь в связи с развитием социальных форм мотиваций. Биологические потребности за счет возбуждения специальных структур мозга приобретают формы эмоционально окрашенных биологических мотиваций. Последние во взаимодействии с возбуждением, обусловленным влиянием на организм социальных факторов, формируют целенаправленное поведение, приводящее к удовлетворению ведущих потребностей организма и, в конечном счете, к сохранению жизни индивидуума, а также к укреплению его позиций в сообществе. Социальные потребности человека в значительной степени определяются требованиями социальной среды и включают такие отсутствующие у животных мотивации, как стремление к общему или специальному образованию, к труду, творчеству и т. д.

А.С. Медведев
Похожие статьи
показать еще
 
Реабилитация и адаптация