Здоровые механизмы психологической защиты

04 Ноября в 20:25 1806 0


Устранение признаков профессионального выгорания во многом зависит от выработки и совершенствования психологической защиты в процессе профессионального и личностного роста Поэтому при возникновении фрустрирующих ситуаций полезно использовать зрелые механизмы психологической защиты, к которым относят юмор, альтруизм, сублимация, аскетизм и антиципация.

Юмор

Юмор (от англ. humour — шутливый нрав) — высшая психическая функция развитого сознания и самосознания человека, отношение к себе и окружающему, суть которого заключается в своеобразном отрицании, инверсии или расшатывании тех или иных атрибутов того, что выступает как объект юмора (люди или их обобщенные типы, ситуации, высказывания, ценности, мировоззренческие принципы и т.п.). Высшей формой юмора является юмор, обращенный человеком на самого себя. Аристотель и Цицерон, Кант и Гегель, Шопенгауэр и Паскаль, Бахтин и Лихачев изучали эволюцию «смеховой культуры» и размышляли над природой и психологическими функциями юмора.

Психологические концепции юмора стали разрабатываться в конце XIX — начале XX века. Условно их можно разделить на две группы.

Первая основана на психофизиологических подходах, берущих начало от исследований Ч.Дарвина, которые посвящены врожденным физиологическим механизмам реакции смеха у человека и высших приматов, и теории З.Фрейда. З.Фрейд рассматривал остроумие и юмор как один из путей выхода бессознательных переживаний и желаний человека, которые за счет «юмористических передвиганий» переходят из сферы запретного в сферу дозволенного. Юмор с позиций психофизиологического подхода рассматривается в контексте жизни человеческих эмоций.

Вторая группа, основанная на понимании юмора как специфически человеческого феномена, берет начало от Г.Олпорта, считающего юмор свойством и способностью, присущими только зрелой личности. В.Франкл придерживается того же мнения и считает, что посредством юмора человек может самоотстраниться от ситуации и посмотреть на себя со стороны Зрелый юмор присущ только зрелой личности, готовой к личностным изменениям (И.С.Домбровская, Д.А.Леонтьев, 2000).

Изучению роли юмора в смягчении и преодолении стрессовых ситуаций посвящен ряд работ. M.Argyle (1996) выделяет три аспекта юмора, важные для профилактики выгорания:
1. Юмор — один из методов, позволяющих создать позитивный душевный настрой, повысить удовлетворенность работой и производительность труда.

2. Юмор — средство, с помощью которого можно преодолеть либо изменить восприятие проблемных ситуаций. Кроме того, используя юмор, можно безболезненно разрешить табуированные вопросы и конфликты. З.Фрейд считал, что юмор в символическом виде (например, анекдоты на сексуальную тему или на тему о «глупом» начальнике) дает выход подавленным сексуальным и агрессивным побуждениям.

3. Юмор — мощный способ усиления сплоченности всей группы и укрепления социальных связей. Комичные ситуации позволяют совместно переживать положительные эмоции, что ослабляет напряженность в группе и способствует преодолению стресса.

Martin & Lefcourt (1983) считают, что юмор смягчает стресс, делая его менее угрожающим и вредоносным. Они разработали шкалу преодоления (копинга) стресса, с помощью которой можно измерить роль юмора в преодолении стрессовых ситуаций

Юмор — не только здоровый механизм психологической защиты, он также может быть использован в психиатрии и психотерапии для нейтрализации смущения и беспокойства пациентов при обсуждении и выявлении сведений деликатного характера.

Альтруизм

Альтруизм (от фр — altruisme и лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. Русский психолог А.Ф.Лазурский (1874-1917) считал альтруизм проявлением «личности высшего уровня», для которой характерно «переживание чужих горестей и радостей, значительное развитие волевой деятельности, направленной на помощь страждущим и нуждающимся, отсутствие эгоизма и самолюбия, интерес к внутренним, душевным переживаниям, порождающий нередко своеобразную сосредоточенность и наклонность к самоуглублению».



В разработанной им классификации все личности разделены на две группы: низшего уровня и высшего уровня По принципу предпочтительной социальной деятельности он выделил следующие типы личностей «высшего уровня»: служители «знания», «красоты», «организации» и «альтруизма». В своей книге «Классификация личностей» (1922) в качестве примера личности альтруистического типа А.Ф Лазурский приводит биографию доктора Ф.П.Гааза. Кредо его жизни выразилось в его лозунге: «Торопитесь делать добро».

В ряде исследований убедительно показано, что счастливые люди, удовлетворенные своей работой и жизнью, склонны к альтруизму в большей степени, чем люди, не удовлетворенные своим социальным положением. Rimland (1982) обследовал 2000 человек и доказал наличие сильной корреляции между уровнем счастья, отзывчивостью и бескорыстием.

Аскетизм

Аскетизм — упражняющийся, подвижник) — метод нравственного совершенствования и духовного возвышения посредством регуляции человеком своих телесных и душевных побуждений. Специфически духовный смысл этому понятию во времена античности придали стоики, понимающие под аскетизмом духовные упражнения в добродетели и воздержании. В таком же смысле это понятие применяли и раннехристианские мыслители. Как нравственный принцип, аскетизм предписывает самоограничение, воздержание и укрепление воли к совершенному исполнению долга. С психологической точки зрения аскетизм рассматривается как здоровый механизм психологической защиты, который присущ зрелым личностям.

Сублимация

Сублимация (от лат. sublime — наверх, вверх) — один из механизмов психологической защиты, описанный З.Фрейдом, при котором происходит превращение социально неприемлемого импульса в приемлемый, переадресовка энергии из одного канала в другой. Чаще всего это относится к переключению энергии с примитивных и низменных потребностей на высоко ценимые в обществе проявления деятельности, где энергия напряжения полностью отторгается (например, спорт, все виды творчества, общение с природой и т.п.). Хотя сублимация и является наиболее зрелым механизмом адаптации личности, полностью сублимированное напряжение не исчезает, в связи с чем может возникнуть более или менее осознанное состояние фрустрации.

Антиципация

Антиципация (от лат. anticipatio — предугадывание событий) — способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта.

В повседневной жизни для человека важны здесь — и — теперь происходящие события и возникающие конфликты. Они реальны и ощутимы. Это часто создает иллюзию того, что эти рутинные события являются главными в жизни и с ними надо «бороться». Современный латышский философ А А.Милтс хорошо описал такую ситуацию: «Людям нередко не хватает легкости... Чуть ли не на каждом шагу нам мерещатся враги...

Мы «боремся» там, где проще было бы снисходительно улыбнуться. Жена борется с мужем, покупатель — с продавцом, учитель — с учеником, подчиненный — с начальником, лентяй — с наставником, пьяница — с водкой. Сколько в этой борьбе ничтожных побед и поражений! Но самое печальное состоит в том, что после этого у нас уже не остается ни сил, ни времени на истинно принципиальную борьбу, на настоящий героизм... Мелкие победы при более широком взгляде на вещи порой оказываются лишь составными частями крупного поражения».

Антиципация является механизмом психологической защиты зрелой личности, которая в минуты неудач и поражений не следует первым эмоциональным порывам, а способна предвидеть отдаленные последствия этих событий, памятуя известное высказывание Б.Паскаля: «Кто преуспевает в малом, тот не способен достичь большого».

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине