Труд с позиций стрессологии

04 Ноября в 12:27 675 0


Возможно скрытое представление о том, что стресс равнозначен слабости, неудаче, неадекватности, вызывает основанное на чувстве вины отрицание либо утаивание стресса и приводит к тому, что врачу трудно признаться, поделиться своими проблемами и решить их.
G.A. Roberts, 1997

Согласно определению ВОЗ (2001) «стрессовое событие жизни — это любое внешнее событие, требующее от индивидуума изменений в непрекращающемся процессе адаптации в жизни и напряжения механизмов адаптации.

Примерами могут служить перемена места жительства, поступление в школу или ее окончание, изменение места работы или неудачи в ее поиске, значимые расставания, рождение или смерть членов семьи. Эти события могут являться необходимыми, но недостаточными причинами заболевания, отчасти они могут влиять на время его начала» Работа и связанные с ней ситуации являются стрессогенными для человека.

В американской классификации психических расстройств DSM-III выделена шкала тяжести психосоциальных стрессов, состоящая из 6 пунктов и предназначенная для ранжирования и кодирования психосоциальных факторов, вызывающих стресс и способствующих развитию психических и поведенческих расстройств. Согласно этой шкале неудовлетворенность работой расценивается как длительная слабая стрессовая ситуация; потеря работы и уход на пенсию — острое умеренно выраженное стрессогенное событие, а финансовые затруднения и плохие отношения с начальником — хроническое умеренно выраженное стрессогенное событие. Безработица и бедность расцениваются как тяжелый хронический стресс.

Описывая вредные для здоровья случаи, связанные с профессиональной деятельностью, R. Ross & Е.А. Altmaier (1999) предложили специальный термин «профессиональный стресс».

Причинами «профессионального стресса» чаще всего служат такие ситуации (R. Briner, 1999):
- конкуренция;
- чрезмерная загруженность;
- продолжительность рабочего времени;
- слишком быстрое продвижение по службе;
- негативные межличностные отношения с руководителями;
- конфликт между работой и личной жизнью;
- неуверенность в стабильности своего положения;
- ролевая неопределенность.

Исследуя стрессовый характер ряда профессий в Великобритании по 9-балльной шкале, В Купер (1985) разделил их на 2 группы профессии с высоким уровнем напряжения и профессии с низким уровнем напряжения Профессия «врач» отнесена им в десятку профессий с высоким напряжением (табл 3.2)

Таблица 3.2. Оценка стрессового характера профессий по 9-балльной шкале
Оценка стрессового характера профессий по 9-балльной шкале

В СССР, на основании данных комплексного исследования социально-гигиенических и медико-физиологических особенностей труда 5 тысяч врачей из 23 профессиональных групп (11 специальностей), проведенного сотрудниками ВНИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А.Семашко, были определены три категории тяжести труда врачей. Учитывались показатели, характеризующие условия и содержание труда, психофизиологическое состояние врачей в процессе их профессиональной деятельности и данные изучения заболеваемости докторов (В.К.Овчаров, 1985).

В группу с самым высоким индексом категории тяжести работы были отнесены следующие специальности:


- акушер-гинеколог стационара и родильного дома;
- врач скорой медицинской помощи;
- отоларинголог стационара;
- офтальмолог стационара;
- психиатр стационара;
- хирург стационара.

В группу со средним индексом категории тяжести работы были отнесены следующие специальности:
- дерматовенеролог стационара и участковый;
- невропатолог стационара и участковый;
- отоларинголог поликлиники;
- педиатр стационара и участковый;
- психиатр диспансера;
- стоматолог поликлиники;
- терапевт стационара и участковый;
- фтизиатр стационара и участковый.

В группу с низким индексом категории тяжести работы были отнесены следующие специальности:
- акушер-гинеколог женской консультации;
- офтальмолог поликлиники;
- хирург поликлиники.

Человек, пребывающий в стрессовой ситуации, имеет психосоматические расстройства, психологические проблемы и поведенческие особенности, которые характерны для синдрома выгорания (Г. Матулене, 2002).

Помимо стрессового характера ряда профессий, в любой профессии существуют рабочие стрессы, связанные не столько с характером выполняемой работы, сколько с социальными проблемами. Для более объективной оценки степени выраженности рабочего стресса рассмотрим иерархию их стрессогенности, используя количественную шкалу оценки стрессовых ситуаций. T.H.Holmes & R.H.Rahe (1967) выделили 43 наиболее часто встречающихся в жизни ситуации и рассчитали, сколько условных «стрессовых единиц» несет с собой каждая из них (табл. 3.3). Если сумма превышает 200 «стрессовых» единиц, характеризующих изменение жизни в течение года, то увеличивается число психосоматических расстройств в последующие два года. Сумма выше 300 единиц увеличивает эти шансы почти до 80%

Таблица 3.3. Шкала оценки социальной адаптации
Шкала оценки социальной адаптации
Шкала оценки социальной адаптации

Как видно из данных табл 3 3, среди 43 наиболее стрессо-генных жизненных ситуаций 12 связаны с работой либо ее изменением или потерей. Причем ситуация потери работы (увольнение или уход на пенсию) входит в десятку наиболее стрессогенных жизненных событий Большинство лиц после выхода на пенсию начинают часто болеть и быстро дряхлеть, особенно те, которые ставят знак равенства между жизнью и работой. У них теряется ощущение полноты и осмысленности жизни, сопровождаемое дезорганизацией собственной активности, что приводит к ускорению психофизического увядания. Их ровесники, которые продолжают активно трудиться, выглядят и чувствуют себя гораздо лучше.

Наиболее ярко значение работы для человека проявляется в тех случаях, когда он лишается ее в трудоспособном возрасте. Среди всех стрессов, связанных с работой, увольнение — самый стрессогенный фактор. При психолого-психиатрическом обследовании лиц, зарегистрированных в центре занятости и неработающих от нескольких недель до нескольких месяцев, было выявлено, что только у 58,7% не отмечены психопатологические расстройства У 29,3% безработных отмечены астенические и аффективные нарушения, а у 12% — психические заболевания (А.В.Гычев, П.П.Балашов, Е.Н Попова, 1995).

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине