Труд с позиций индивидуальной психологии А.Адлера. Труд с позиций дифференциально-аналитической концепции Н.Пезешкиан

04 Ноября в 8:35 1787 0


Труд с позиций индивидуальной психологии А.Адлера.

Выбор профессии является попыткой компенсировать комплекс неполноценности, возникший в детстве.
А. Адлер

С точки зрения психологических функций труда важен тезис А. Адлера (1870-1937) о том, что люди со слабостью органов часто пытаются компенсировать свои недостатки, развивая какую-либо сферу деятельности, доступную им.

«Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов, тяжелые болезни, особенно в детские годы. Создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности». Особенно ярко гиперкомпенсация дефекта проявляется в случае сочетания соматической патологии с «комплексом неполноценности».

Альфред Адлер считал, что выбор профессии является попыткой компенсировать комплекс неполноценности, возникший в детстве.

В индивидуальной психологии формирование личности рассматривается как начинающееся с детства формирование жизненных целей Жизненные цели формируются как компенсация чувства неполноценности, неуверенности, беспомощности ребенка в мире взрослых и сверстников и служат психологической защитой против чувства опасности, бессилия и неполноценности — то есть своеобразным мостом между тревожным, неудовлетворяющим настоящим и светлым, полным радужных перспектив и могущества будущим. Достижение намеченных целей способствует повышению самооценки и нахождению своего места в жизни.

Для понимания значимости работы для человека очень важны тезисы А.Адлера о социальной принадлежности индивидуума и о его стиле жизни. Ученый считал, что суть человеческого поведения можно постичь только через понимание его социальных отношений. В человеческой жизни он выделял три основные задачи — работу, дружбу и любовь, а также 4 типа установок, которые сопутствуют стилям жизни (A Adler, 1956, 1964).

Управляющий тип. Это самоуверенные, активные, напористые, с выраженным чувством превосходства люди. Их интересы направлены только на решение собственных проблем (как правило, в агрессивной форме). Они не настроены на помощь другим людям.

Берущий тип. Люди с такой установкой удовлетворяют свои потребности за счет других, относятся к внешнему миру паразитически, ориентированы на получение от общества и людей максимальных привилегий и дивидендов. Как правило, их степень активности низка, поэтому они не причиняют выраженных страданий другим.

Избегающий тип. У лиц этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни выраженной активности для удовлетворения своих проблем и решения основных жизненных задач. Основная цель их жизни — не стремление к успеху, а избегание жизненных неудач и проблем.

Социально-полезный тип. Это зрелый, с высокой степенью социального интереса и высоким уровнем активности тип личности. Люди такого типа проявляют истинную заботу о других и заинтересованы в общении с ними. Они понимают, что для успешного решения трех основных жизненных задач — работа, дружба и любовь — необходимо сотрудничество, личное мужество и альтруизм.

С позиций индивидуальной психологии А.Адлера, врач должен обладать социально-полезным типом установки и аналогичным стилем жизни.

Труд с позиций дифференциально-аналитической концепции Н.Пезешкиан

Бегство в работу — это бегство от реальности.


Н. Пезешкиан

Отношение человека к труду во многом определяется ориентацией его целей и потребностей. В дифференциально-аналитической концепции Н.Пезешкиан (1993, 1995) разработана схема приоритетных отношений человека и описаны механизмы формирования личностных качеств, иерархии ценностей и потребностей. Проанализировав ментальность представителей восточной и западной культур, он описал характерные для них приоритеты.

Согласно концепции дифференциального анализа личностные ценности сосредоточены в четырех областях. На основе культивирования этих ценностей в популяции формируются определенные приоритеты, стремление к которым становится смыслом жизни, а их утрата приводит к личностному кризису Ценности каждой из четырех сфер передаются из поколения в поколение, закрепляются в процессе воспитания и обучения.

H. Пезешкиан выделяет следующие области, в которых сосредоточены личностные ценности и приоритеты.
1. Тело/ощущения. В эту область включены физическое и психическое самочувствие, внешняя привлекательность, сексуальность, удовлетворенность процессом сна и принятия пищи. У лиц с данными приоритетами формируются такие черты характера, как чистоплотность, стремление к физическому и психическому комфорту, сексуальность

2. Деятельность/работа. К этой области относятся карьерные ценности, включающие престижность работы, отношение к труду, авторитет На их основе формируются пунктуальность, бережливость, надежность, организованность, послушание.

3. Контакты. Ценностями этой области являются любовь, терпение, доверие.

4. Фантазии/будущее. Ценности этой области включают ценность религии, творчества, интуитивных способов жизни

Человек западной психологической культуры ориентирован на ценности, сосредоточенные в первых двух областях: здоровье, моложавость, спортивность, сексуальная привлекательность, успех в бизнесе, карьеризм, ориентация на престиж и успех. Для него характерны индивидуализм, эгоцентризм, прагматизм. Это лидеры в трудовом коллективе, добивающиеся многого в профессиональной жизни.

Для человека восточной психологической культуры приоритетны ценности третьей и четвертой области: необходимость в эмоциональных контактах с людьми, поиск смысла жизни, творческое самовыражение. Они просоциально направлены, склонны к коллективизму, группоцентричны. Такие люди предпочитают работать в коллективе и не брать на себя ответственность.

Наряду с тем, что работа является одним из четырех ведущих личностных приоритетов и ценностей человека, она также может быть одним из четырех видов «бегства от реальности».

Н.Пезешкиан описывает четыре вида «бегства от реальности»:
- «бегство в тело» — переориентация на деятельность, направленную исключительно на собственное здоровье (так называемый бодицентризм), внешность, повышение качества отдыха и секса («поиск и ловля оргазма»);
- «бегство в работу» — работоголизм;
- «бегство в контакты или одиночество» — чрезмерное общение или одиночество становится единственно желаемым способом удовлетворения потребностей;
- «бегство в фантазии» — жизнь в мире иллюзий и фантазий, сопровождающаяся размышлениями, прожектерством, философскими и религиозными исканиями без попытки предпринять какое-либо действие.

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине