Труд с позиций эго-психологии

04 Ноября в 8:26 671 0


Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы ему и тебе.
З. Эриксон

Основоположник эго-теории личности Эрик Эриксон (1902-1994) считал, что на развитие личности решающее влияние оказывает социальная среда и что каждая новая стадия развития человека сопровождается психосоциальным кризисом, «который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии».

Эрик Эриксон разделил жизнь человека на 8 стадий психосоциального развития эго (или «восемь возрастов человека») Каждая стадия сопровождается психосоциальным кризисом, который имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Если кризис преодолен, то личность обогащается новыми, положительными качествами и сильными сторонами, если не преодолен, возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств (Е N Erikson, 1963, 1968).

В табл.3.1 представлены стадии психосоциального развития и результаты их преодоления. Отражены сильные стороны, а также проблемы и возможные отдаленные последствия неразрешенного кризиса.

Таблица 3.1. Стадии психосоциального развития и их результат (по Э. Эриксону)
Стадии психосоциального развития и их результат (по Э. Эриксону)

На первой стадии психосоциального развития уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка. Материнская депривация лежит в основе «базального недоверия», которое в дальнейшем потенцирует развитие страха, подозрительности, аффективных расстройств.

На второй стадии психологический кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения, что в дальнейшем потенцирует формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности, страхов, обсессивно-компульсивного расстройства.

На третьей стадии психологический кризис сопровождается формированием чувства вины, покинутости и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции или фригидности, расстройств личности.

На четвертой стадии дети приобретают в школе знания и навыки межличностного общения, определяющие их личную значимость и достоинство. В этот период формируется чувство дисциплины, внутреннее стремление к учению и успеху

Основная тема данного периода развития — трудолюбие. Чувство компетентности и трудолюбие во многом зависят от успеваемости ребенка. Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности. В дальнейшем такие дети могут утратить уверенность в себе, способность эффективно трудиться и поддерживать человеческие контакты.

Пятая стадия психосоциального развития — юность. Период очень важен в психосоциальном развитии личности. Именно в это время начинается профессиональное самоопределение личности. Причем выбор профессионального поля деятельности в юности — это не просто выбор сферы занятости, это выбор определенного образа жизни и, по сути, — судьбы Чтобы сделать адекватный профессиональный выбор, молодые люди должны понять, что они собой представляют, в какой области они могут лучше всего реализовать свой личностный потенциал



Кроме того, выбор того или иного профессионального поля деятельности и стиля жизни может дать представление о том, какой личностью хочет стать юноша или девушка. Колебания в выборе профессии в этот возрастной период расцениваются как неопределенность в сфере личной идентичности.

Патогноматичным для этой стадии является кризис идентичности — период времени, в течение которого доминирующими вопросами являются: «Кто Я?», «Как Я впишусь в мир взрослых?», «Куда Я иду?». В этот период молодым людям часто недостает ясного представления о своей собственной социальной роли, и они выбирают ту, которая им кажется подходящей в данной ситуации. Происходит ролевое смещение Как правило, такие подростки не принимают морально-этические ценности, которые близки их родителям и пропагандируются обществом.

Именно в этот период чрезвычайно велика роль «кумира», то есть личность, чей образ жизни и мышления привлекают молодого человека и служат ему идеалом На этой стадии возможен первый кризис профессионального становления личности, обусловленный необходимостью выбора конкретного профессионального поля деятельности.

На шестой стадии — стадии ранней зрелости — молодые люди ориентированы на получение профессии и создание семьи. Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что становится психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Если кризис успешно преодолен, то у молодых людей формируются способность любить, альтруизм, нравственное чувство.

На этой стадии развития, которая охватывает возрастной период от 19 до 25 лет, молодые люди получают профессиональное образование. Посему возможен кризис профессионального выбора, обусловленный несовпадением представлений об избранной профессии с реальной ситуацией, которую они познают в процессе учебы.

На седьмой стадии — стадии средней зрелости — основной темой психосоциального развития является забота о близких и о ближних. В это время возможен «кризис старшего возраста», который выражается в чувстве безнадежности и бессмысленности жизни. Данная стадия охватывает весь период трудовой деятельности человека и продолжается с 26 до 64 лет Именно в эти годы обретается профессиональная идентичность, происходит профессиональный рост и достигается высшая точка профессионализма — профессиональное мастерство. Как правило, на стадии средней зрелости возможно развитие в жизни кризисов профессиональной идентичности, профессионального и карьерного роста и кризиза нереализованных возможностей.

На восьмой стадии — поздней зрелости — психосоциальное развитие во многом определяется физическим и психическим здоровьем, а также зависит от личностных особенностей человека и от того, как он прожил свою жизнь.

Кризис идентичности возможен и на этом, последнем этапе жизни человека. Особенно драматичен он в периоды кардинальных исторических преобразований, когда идеалы, ценности, дело, которому человек отдал всю жизнь, обесцениваются или даже признаются вредными обществом. И вновь, как в молодости, актуальными становятся вопросы: «Кто «Я»?», «Куда иду?», «Для чего жил?». Этот период длится с 65 лет и до конца жизни. Для него характерен кризис утраты профессии, связанный с уходом на пенсию.

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине