Требования к личности сотрудника терапевтической бригады

04 Ноября в 19:24 489 0


Поскольку основным инструментом воздействия на пациента, проходящего реабилитацию в лечебной группе в рамках деятельности ТБ, является психотерапия в различных ее модификациях, личность каждого сотрудника ТБ неизбежно влияет на ход и результаты реабилитационного процесса. От каждого сотрудника ТБ требуется длительный и глубокий межличностный контакт с лечебной группой в целом и с каждым пациентом в отдельности.

Поэтому весьма важным является предварительное изучение следующих психологических характеристик (Л.Н. Юрьева и соавт., 1996):
- составление локуса контроля поведения;
- тип поведения;
- уровень эмоциональной чувствительности (эмпатии);
- характер реагирования на трудные ситуации;
- уровень толерантности к фрустрирующим воздействиям;
- уровень эмоциональной стабильности.

При формировании ТБ необходимо провести психологическое тестирование кандидатов в члены ТБ. Следует отметить, что практически невозможно получить совпадающие по всем параметрам психологические характеристики каждого предполагаемого члена ТБ. По-видимому, это и не должно быть целью отбора. Вероятно также, что важнее получить некоторое достаточное совпадение основных личностных характеристик, что позволит в ходе дальнейшей подготовки и собственно деятельности ТБ добиться нужного личностного роста и развития требуемых, преимущественно коммуникативных, умений. Поэтому можно говорить о некоем общем психологическом эталоне сотрудника ТБ как о такой совокупности личностных качеств, которые позволяют каждому работнику реализовывать адекватный стиль поведения.

В целом это должен быть недирективный, или демократичный стиль, основные черты которого:
- содействие активности лечебной группы, реализуемой в групповых дискуссиях;
- отсутствие пошаговой регламентации деятельности лечебной группы;
- передача лечебной группе функции определения задач и тем дискуссии;
- объективная положительная оценка участников лечебной группы;
- включенность в групповой процесс с пациентами.

В то же время руководство реабилитационным процессом не должно включать черты попустительского стиля, о котором говорят
- устранение от руководства динамикой лечебной группы;
- отсутствие регулирующего взаимодействия с участниками лечебной группы;
- пассивность в определении тем и задач работы лечебной группы;
- недостаточный комментарий действий лечебной группы;
- отсутствие четкого внутреннего плана взаимодействий с лечебной группой.

Таким образом, в рамках концепции функционирования ТБ неадаптивным считается как директивный, так и попустительский стили поведения ее сотрудников.

Для изучения личности кандидатов в сотрудники ТБ необходимо провести психологическое тестирование с применением батареи тестов (желательно теста Розенцвейга, ММР1, УС К, теста аутоидентификации Эйдемиллера, репертуарных решеток Келли, личностного опросника Айзенка).

Применение указанных психологических методик в наших исследованиях членов ТБ, последующая интерпретация в сопоставлении с мерой успешности деятельности в составе ТБ позволили нам выделить комплекс желаемых личностных характеристик, прямо определяемых результатами тестирования либо сопряженных с ними:



К прямо определяемым относятся:
- высокая интернальность (показатели интернальности должны быть выше показателей экстернальности) в тесте УСК;
- гармоничный профиль личности, определяемый по результатам ММР1 (отсутствие доминирующих пиков по шкалам психопатии, паранойи, а также невротического комплекса);
- целесообразное сочетание всех типов реакций в тесте Розенцвейга:
- конструктивный уровень требований в тесте Айзенка — 12±3 балла;
- адекватная структурированность личностных конструктов в тесте Келли, свидетельствующая о развитии антиципационных механизмов.

По совокупности результатов психологического тестирования косвенно определяются следующие личностные качества:
- адекватная структурированная самооценка;
- низкая конформность;
- терпимость к чужим мнениям и оценкам;

- способность испытывать интерес к другим людям;
- способность к безоценочному отношению к людям;
- устойчивость к проявлениям собственной и чужой неприязни;

- высокая межличностная чувствительность, обеспечивающая эмпатический подход к пациентам (способность чувствовать эмоциональное состояние больного в каждый момент общения и умение передать ему, что он полностью понят, причем речь не идет об одобрении или порицании);
- аутентичное поведение, означающее естественную манеру общения, искренность, поощряющую обмен доверием с пациентом;

- высокая перцепция в контактах, проявляющаяся в способности правильно воспринимать себя и других и позволяющая избежать попыток пациента вызвать к себе опекающее или агрессивное отношение;
- умение занять открытую позицию по отношению к пациенту;
- пластичное поведение в континуумах «директивность — недирективность», «опека — поддержка», «принятие ответственности на себя — передача ответственности группе», «однозначность — неоднозначность поведения», «эмоциональная дистанция — эспрессия»;

- терпимое отношение к фрустрации и неопределенности;
- высокий уровень самоанализа в сочетании со способностью избегать рефлексии;
- способность осознавать собственные конфликтные области, потребности, мотивы и интересы.

Чем больше будут совпадать психологические характеристики членов ТБ, с тем большей вероятностью можно ожидать стабильной и согласованной работы коллектива. Однако, по нашим наблюдениям, высокая конгруэнтность личностных качеств у 2-3 членов ТБ создает достаточный запас «психологической прочности» коллектива, который способен компенсировать дефицит необходимых качеств у других сотрудников.

Юрьева Л.Н.
Похожие статьи
показать еще
 
Общее в медицине